Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 3

По определению Дж. Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки.

Социометрическая методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы обычно проводиться тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее 1 года. Испытуемые получают примерно такую инструкцию: "с кем бы ты хотел сидеть за одной партой?", "с кем бы не хотел сидеть за одной партой?", "кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?", "кого бы не хотел приглашать?". Количество выборов может быть не ограниченным, но для удобства подсчета результатов ограничивается тремя выборами. Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Таким образом, определяется социометрический статус - место индивида в системе групповой жизни.

При анализе внутригрупповых связей можно выделить систему взаимоотношений и систему общения, каждая из которых имеет свой характер, динамику и структуру, и следовательно требует особых методов для изучения, особых понятий для описания и объяснения.

Я.Л. Коломинский считает, что все социометрические опросы, независимо от замысла исследователя, измеряют процесс наблюдаемого общения, а отношения, взаимоотношения членов группы, их межличностные предпочтения. В этом Я.Л. Коломинский видит существенное "ограничение" социометрической методики.

Для изучения процессов внутригруппового общения нужны иные методы, прямо нацеленные на исследование процессов непосредственного взаимодействия. Это, в частности, прямое наблюдение.

Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных. Прежде всего, становятся совершенно понятными и закономерными выявленные в результате исследований факты совпадения социометрической картины и реального процесса общения. В социометрическом эксперименте выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем больше одноклассников испытывают потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение.

Кроме методов психологической диагностики, ценная информация может быть извлечена при анализе анамнестических сведений о ребенке.

Таким образом, организация и порядок проведения психодиагностического обследования детей с признаками психологического неблагополучия могут устанавливаться психологом самостоятельно. Однако, исходя из наиболее вероятных причин неблагополучия, связанных с теми или иными вариантами интеллектуального недоразвития, первичный этап психодиагностической процедуры должен быть ориентирован на анализ познавательной деятельности ребенка. Этот этап должен иметь своим результатом оценку уровня интеллектуального развития ребенка (в сопоставлении с возрастной нормой).

Цель исследования: выявить основные факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.

Объект исследования: психологическое неблагополучие.

Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: основными факторами психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение взаимоотношений с учителем, со сверстниками, с родителями.

Исследование было проведено с помощью следующих психодиагностических методик:

1) тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Психология формирования письменной речи у детей
До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1969) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: А) условно-подражательной записи (каракули, лишь внеш ...

Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии
Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая за ...

Отличие социальной педагогики от других дисциплин
Социальная педагогика, как всякая область человеческого знания развивается в трех ипостасях: как теория, как практика и как учебная дисциплина. Социальна педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности. Она п ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru