Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 5

В результате можно определить следующие групповые статусы:

"звезда" - члены группы, которые получили 6 и более выборов;

"предпочитаемые" - члены группы, которые получили от 3 до 5 выборов;

"пренебрегаемые" - члены группы, которые получили 1-2 выбора;

"изолированные" - члены группы, которые не получили ни одного выбора;

"отверженные" - члены группы, которые получили максимальное количество отрицательных выборов.

Тест школьной тревожности Филипса.

Тест школьной тревожности Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить - "Да" или "Нет". Тест позволяет выявить общий уровень школьной тревожности у младшего школьника, а также выявить определенные тревожные симптомы. Всего их восемь: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Методика "Кинетический рисунок семьи". Эта методика относится к проективным методам психодиагностики. Состоит из двух этапов: рисование и беседа. При анализе рисунка следует задать ребёнку следующие вопросы: кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работают члены семьи, как распределяются обязанности в семье, каковы взаимоотношения с другими членами семьи.

Интерпретация изображения основывается на интерпретации, разработанной Р. Бернсом, используется каталог интерпретаций С.Р. Рейнольдса. Проводится качественная и количественная оценка рисунка. Количественная оценка используется в основном с целью облегчения процесса качественной интерпретации. Учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальные особенности: качество линий, положение объектов на рисунке, затушевывание. Содержательные характеристики: изображаемая деятельность, взаимодействие и расположение людей, соотношение людей и вещей на рисунке. При интерпретации кинетического рисунка семьи основное внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи), анализу особенностей изображения отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел и т.д.), анализу процесса рисования (последовательность рисования, комментарии во время рисования).

Выбор именно этих диагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых методов диагностики детей младшего школьного возраста. Данные методики обладают высоким уровнем валидности и надежности.

Первый этап исследования: выявление учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.

На основании анализа литературных источников основными критериями неблагополучия в учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются: неблагоприятное эмоциональное состояние ребенка в учебной деятельности, низкий уровень успеваемости, поведенческие нарушения.

В данном исследовании учитывался уровень успеваемости и уровень школьной тревожности у младших школьников.

Данные по уровню успеваемости (представлены также на рисунке 1):

высокий уровень успеваемости (средний балл 8-10) имеют 23,3 % учащихся (14 человек);

средний уровень успеваемости (средний балл 4-7) имеют 46,7 % учащихся (28 человек);

низкий уровень успеваемости (средний балл 1-3) имеют 30 % учащихся (18 человек).

Рис.1 "Процентное соотношение испытуемых с различным уровнем учебной успеваемости"

Данные по уровню общей школьной тревожности (результаты по тесту Филлипса):

низкий уровень общей школьной тревожности имеют 18,3 % учащихся (11 человек);

повышенный уровень общей школьной тревожности имеют 45 % учащихся (27 человек);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Пересказ как средство развития речи на уроках чтения
Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказыв ...

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным методом и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как конеч ...

Методический кабинет как центр методической работы
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующ ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru