Актуальность данной темы определяется тем, что под воздействием разных влияний, к числу которых относится неполнота или распад разносторонних связей и отношений человека с окружающей средой, возрастает вероятность угрозы биосоциальной сущности человека с последствиями снижения его потенциала развития и адаптации. Характер адаптации к среде детерминирован морфофункциональными особенностями организма. Доказано, что определенный уровень жизнедеятельности достигается разной степенью напряжения физиологических систем, т.е. неодинаковой физиологической ценой. Психологическое неблагополучие указывает на напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечет истощение внутренних резервов, а в конечном итоге школьную дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. это является припятствием благоприятного развития личности. Поэтому для того, чтобы разработать программы по сохранению психологического благополучия очень важно выделить его факторы.
Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Особенный интерес для исследователей представляет изучение факторов психологического неблагополучия в младшем школьном возрасте. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому различные ее компоненты и стороны выступают в качестве диагностических критериев психологического благополучия или неблагополучия младшего школьника.
Цель исследования: выявить основные факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.
Задачи курсовой работы включают в себя:
1) охарактеризовать понятия "психологическое неблагополучии", "младший школьный возраст", "учебная деятельность";
2) теоретический анализ основных причин психологического неблагополучия ребенка и подходов и критериев его оценки;
3) эмпирическое изучение факторов психологического неблагополучия младших школьников;
4) обработка и интерпретация полученных данных.
Объект исследования: психологическое неблагополучие.
Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: основными факторами психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение взаимоотношений с учителем, со сверстниками, с родителями.
Исследование было проведено с помощью следующих психодиагностических методик:
1) тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф);
2) методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович);
3) социометрическая методика;
4) тест школьной тревожности Филлипса;
5) методика "Кинетический рисунок семьи".
Также был использован метод беседы, изучение документации (школьного журнала).
Выборку составили 60 испытуемых: учащиеся 3-х классов Кормянской школы №2.
психологическое неблагополучие младший школьник
Похожие статьи:
Методические рекомендации по проведению урока-путешествия «Дальний Восток в
произведениях В.К. Арсеньева»
На изучение Дальнего Востока в 8 классе в курсе «Физическая география России» отводится всего 2 учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденны ...
Педагогико-теоретические основы экологического образования и
воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...
Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей
группе
Цели и задачи в рисовании карандашом: · Обучение умению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д. · Развитие мелкой моторики. · Ознакомление с окружающим миром. · Развитие речи. · Формировать интерес к рисованию. Материалы: Цветные карандаши ...