Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте

Страница 1

Проблема психологического благополучия и неблагополучия рассматривается в связи с тем, что напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов влечет истощение внутренних резервов человека, а в конечном итоге дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. В связи с этим особое значение приобретает изучение факторов психологического неблагополучия, чтобы снизить вероятность дезадаптивных проявлений.

Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития.

Психологическое неблагополучие определяется характером эмоционального самочувствия личности.

Психологическое неблагополучие - это субъективное переживание конфликта, который рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды.

В психологии существуют множество подходов к изучению особенностей и сущности психологического неблагополучия.

Рассматривая вопрос о развитии личности и ее психологическом благополучии, К.Г. Юнг особо выделяет движение в направлении самоосуществления посредством уравновешивания и объединения различных элементов личности. В противном случае можно говорить о психологическом неблагополучии. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин "индивидуация". Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самоосуществления.

Э. Эриксон связывает психологическое неблагополучие с особенностями прохождения возрастных кризисов и индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями. Э. Эриксон, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Э. Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

По мнению К. Роджерса, психологическое неблагополучие напрямую связано с нарушением устойчивости Я-концепции личности. К. Роджерс выделил следующие условия, обеспечивающие устойчивость функционирования Я-концепции личности. К. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут сознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Анализ и оценка деятельности старших дошкольников на занятиях лепки
Опытно-экспериментальная работа проходила в январе 2010 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальна группа – 10 детей, контрольная группа 10 детей. Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: – Определение умения ст ...

Подведение итогов экскурсии
Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимся на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалом экскурсии. К первому после экск ...

Возможности обучения и применения социальной компетентности
Основной предпосылкой того, что тренировка социальной компетентности имеет смысл, является допущение, что она является приобретаемой и ей можно научить. Хотя социальная компетентность в числе прочего опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, она должна быть, как уже отмечало ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru