Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте

Страница 4

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Также происходят изменения во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В этом возрасте возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчётливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.

Для благополучия / неблагополучия в младшем школьном возрасте учебная деятельность имеет огромное значение. Так как именно в этой деятельности у ребенка складываются новые типы взаимоотношений с окружающими, первостепенное значение приобретает оценка ребенка взрослым, особенно важен характер этой оценки. Учебная деятельность влияет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Таким образом, в данной работе психологическое неблагополучие в младшем школьном возрасте будет рассмотрено в основном с точки зрения понятия "дезадаптации". Основными критериями оценки психологического благополучия ребенка являются: особенности взаимоотношений со взрослыми (с родителями, учителями), со сверстниками, особенности поведения, а также определенные личностные черты. При этом необходимо придерживаться подходов отечественных ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о наличии возрастных кризисов и особенностей их протекания.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...

Основные правила работы социального педагога-профконсультанта
Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профе ...

Лингвистическое обоснование проекта
Современный период развития отечественного языковедения характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последние годы «героем» синтаксиса стал текст, но простое предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru