Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте

Страница 4

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Также происходят изменения во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В этом возрасте возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчётливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.

Для благополучия / неблагополучия в младшем школьном возрасте учебная деятельность имеет огромное значение. Так как именно в этой деятельности у ребенка складываются новые типы взаимоотношений с окружающими, первостепенное значение приобретает оценка ребенка взрослым, особенно важен характер этой оценки. Учебная деятельность влияет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками.

Таким образом, в данной работе психологическое неблагополучие в младшем школьном возрасте будет рассмотрено в основном с точки зрения понятия "дезадаптации". Основными критериями оценки психологического благополучия ребенка являются: особенности взаимоотношений со взрослыми (с родителями, учителями), со сверстниками, особенности поведения, а также определенные личностные черты. При этом необходимо придерживаться подходов отечественных ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о наличии возрастных кризисов и особенностей их протекания.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Определение понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Тер ...

Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умени ...

Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании
Проблемы интегрирования обеспечения свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании в социокультурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, пере ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru