Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте

Страница 2

К. Роджерс рассматривает психологическое неблагополучие как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками "Я" и непосредственным опытом человека. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда "Я-концепция" (представление о себе) чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Внутренний конфликт подобного рода возникает у человека, например, если его "Я-концепция" сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации, вызываемой другими людьми. Чувства эти могут блокироваться, поскольку "Я-концепция" этого человека не может включить в себя мысль о том, что он способен испытывать ненависть.

В отечественной психологической науке также имеются различные точки зрения на сущность психологического благополучия и неблагополучия.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна жизнь является для человека проблемой. Жизненные противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия. Это в свою очередь обуславливает психологическое благополучие либо неблагополучие субъекта.

Л.С. Выготский связывает психологическое благополучие и неблагополучие ребенка с прохождением возрастных кризисов. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребёнка, изменения, совершающегося путём незначительных достижений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребёнка. Заметные изменения выступают наружу и становятся доступными прямому наблюдению только как заключения продолжительных процессов латентного развития.

Довольно часто психологическое неблагополучие связывают с понятием "дезадаптация".

Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка "степеней свободы" адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная. В состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осуществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и др.). Они не вызывают изменений целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования. 1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические яв ...

Диагностика и коррекция адаптации младшего школьника
Методика Керна-Йирасека: "Ориентировочный тест школьной зрелости". Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во мног ...

Задачи и методика проведения экспериментального исследования
Для выявления особенностей оценочной деятельности учащихся нами проведено экспериментальное исследование оценочной деятельности учащихся интегрированных классов. Проведение экспериментального исследования поставило перед нами ряд практических задач: 1) определить метод исследования оценочной деятел ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru