Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 1

При оценке психологического неблагополучия младшего школьника используются различные психодиагностические методы. Проводится исследование эмоционального состояния ребенка, его особенностей взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, изучение личностных особенностей. Кроме того, проводится оценка семейного неблагополучия: изучение стиля взаимодействия родителей с ребенком, взаимодействие ребенка с братьями и сестрами, психологический климат семьи. Кроме того, проводится оценка особенностей взаимодействия учителя с ребенком.

Требования к содержанию методов психодиагностики полностью определяются перечнем возможных симптомов (стоящих за ними факторов), образующих картину психологического неблагополучия как в явных, так и в скрытых от наблюдателя формах. В первом случае речь идет о таких наиболее распространенных отчетливых признаках, как нарушения школьной успеваемости и поведения. Поскольку затруднения в учебе в первую очередь, могут быть связаны с недоразвитием познавательной деятельности, в арсенал диагностических средств обязательно должны быть включены методики предназначенные для исследования уровня и структуры интеллектуального развития ребенка. Здесь целесообразно использование поэтапной процедуры, начиная от компактных скрининговых проб (пригодных и для обследования одновременно нескольких учащихся) и, при наличии показаний, заканчивая применением "батарей" соответствующих методик как в стандартизированных, так и в нестандартизированных вариантах. В процессе подобного исследования невозможно ограничиваться применением только количественных или только качественных методов диагностики. Дифференциация детей по группам риска, сравнительная оценка у них сформированности различных сторон психической деятельности, имеющихся дефектов и психических функций, способных выполнять компенсаторную роль - все это нуждается в применении количественных показателей. Однако тщательное изучение взаимовлияний различных факторов в структуре неуспеваемости должно основываться на качественном анализе. Этот принцип сохраняет свое значение и при анализе иных проявлений неблагополучия.

Поскольку неуспеваемость может быть обусловлена не только дефектами интеллектуального развития, но и недостаточным уровнем "социальной зрелости" ребенка, необходимо получить оценку степени его мотивационной готовности и к систематическому школьному обучению, и к выполнению связанных с ним норм и регламентаций поведения.

Нарушения поведения могут иметь как первичную обусловленность, связанную с особенностями нейродинамики, так и вторичную, - отражающую неадекватные способы компенсаторного реагирования ребенка на те или иные затруднения в школьной жизни. Основным объектом внимания должны стать дети не с эпизодическими, часто ситуативно обусловленными нарушениями школьных норм, а с устойчивыми и достаточно выраженными поведенческими расстройствами. Правильная их квалификация во многом будет зависеть так же от установления доминирующего типа личностного реагирования на возникающие психологические проблемы, что требует привлечения соответствующих методов исследования.

При диагностике неблагополучия, связанного со сферой семейного воспитания, широкое распространение получили следующие методики.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Н.И. Олифирович предлагает использовать следующие методики:

анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика "Генограмма" (М. Боуэн);

выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) - методики FAST (тест Геринга), "Семейная социограмма" (Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

анализ ролевой структуры семьи - методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" (А.Н. Волкова), анкета "Семейные роли" (в модификации А.В. Черникова);

выявление уровня удовлетворенности браком - методика "Удовлетворенность браком" (В.В. Столин, Т.М. Романова, Г.П. Бутенко);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Домашнее задание тоже нужно планировать
На практике преобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и задания все одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает из проблемы, созданной на уроке, которую можно решить и дома. Необходимо корректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Ориентир ...

Умение учиться: слушание, чтение, понимание, говорение, письмо, веление конспектов, подготовка докладов, дипломная работа
Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемым. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обуче ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru