Диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Страница 1

Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно.

Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать воспитательную работу в классе.

Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры,- которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.

Для начала классный руководитель заводит карточки для индивидуальной работы с каждой семьёй. Они могут выглядеть по-разному. Вот образец одной из форм возможного создания карточки:

Ф.И.О. учащегося _

Ф.И.О. родителей _

Тип семьи (полная, неполная, "материнская", маргинальная, многодетная)

Возраст родителей: отца, матери

Образование и социальное положение родителей: отца _, матери _

Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный)

Уровень психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий): отца , матери _

Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство):

Ценностные ориентации семьи _

Увлечение родителей

Конкретная помощь родителей школе _

Индивидуальные особенности ребёнка _

Уровень воспитанности

Успеваемость _

Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем

Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка

Является ли данная семья проблемной _

Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи

Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента .

А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.

Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:

Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?

Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?

Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?

Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:

С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.

Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?

Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:

Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:

Хороший ли ты отец?

Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...

Медико – психолого – педагогичиские основы нарушений речевого развития детей
В логопедии как науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас ...

Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи
Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи: Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, воп ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru