Диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Страница 1

Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно.

Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать воспитательную работу в классе.

Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры,- которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.

Для начала классный руководитель заводит карточки для индивидуальной работы с каждой семьёй. Они могут выглядеть по-разному. Вот образец одной из форм возможного создания карточки:

Ф.И.О. учащегося _

Ф.И.О. родителей _

Тип семьи (полная, неполная, "материнская", маргинальная, многодетная)

Возраст родителей: отца, матери

Образование и социальное положение родителей: отца _, матери _

Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный)

Уровень психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий): отца , матери _

Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство):

Ценностные ориентации семьи _

Увлечение родителей

Конкретная помощь родителей школе _

Индивидуальные особенности ребёнка _

Уровень воспитанности

Успеваемость _

Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем

Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка

Является ли данная семья проблемной _

Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи

Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента .

А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.

Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:

Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?

Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?

Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?

Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:

С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.

Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?

Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:

Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:

Хороший ли ты отец?

Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Игра как метод обучения в начальной школе
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в школы последние несколько лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, элек ...

Описание программного продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...

Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru