Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно.
Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать воспитательную работу в классе.
Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры,- которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
Для начала классный руководитель заводит карточки для индивидуальной работы с каждой семьёй. Они могут выглядеть по-разному. Вот образец одной из форм возможного создания карточки:
Ф.И.О. учащегося _
Ф.И.О. родителей _
Тип семьи (полная, неполная, "материнская", маргинальная, многодетная)
Возраст родителей: отца, матери
Образование и социальное положение родителей: отца _, матери _
Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный)
Уровень психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий): отца , матери _
Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство):
Ценностные ориентации семьи _
Увлечение родителей
Конкретная помощь родителей школе _
Индивидуальные особенности ребёнка _
Уровень воспитанности
Успеваемость _
Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем
Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка
Является ли данная семья проблемной _
Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи
Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента .
А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:
С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:
Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:
Хороший ли ты отец?
Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.
Похожие статьи:
Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и
приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...
Музыкальное обучение
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие ...
Выявление исходного уровня развития словообразования детей
старшего дошкольного возраста
В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования использовали следующие формулы: 1) на основе побалльной оценки, коэффициент выполнения заданий вычисляется по формуле К=(х : у), где х - сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у - максимальное количество баллов ...