Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 2

исследование детско-родительских отношений - методика "Анализ семейных взаимоотношений" (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика "Измерение родительских установок и реакций" (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет и Т.В. Архиреевой), опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" (И.М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А.Г. Лидерс и И.В. Анисимовой);

исследование семейных отношений - проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи".

Поскольку при диагностике детей младшего школьного возраста личностные вербальные тесты следует применять лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер.

Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность "видеть" окружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психологической литературе.

Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений на невербальном уровне субъективного отражения, является тест цветовых отношений.

Среди методик изучения психологического неблагополучия младших школьников наибольшее распространение получили проективные (в основном рисуночные методики: "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек", "Кинетический рисунок семьи", "Школа зверей" и др.). Также используется "Цветовой тест отношений" Люшера. В детском рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Среди вербальных опросных методов применяются Тест школьной тревожности Филипса, тест-опросник Р. Кеттелла (детский вариант), тест Розенцвейга (детский вариант) и другие методики.

Тест школьной тревожности Филипса позволяет выявить основные дезадаптационные синдромы, такие как:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении - неблагоприятный психический фон.

4. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно - публичной.

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Таким образом, потребность в научно обоснованном и четком портативном методе диагностики родительского отношения и дезадаптивных проявлений остается чрезвычайно актуальной. Такой метод должен быть терминологически выверен, построен на обоснованных научных представлениях и должен отражать сущность и специфику родительского отношения.

Оценка психологического неблагополучия предполагает изучение положения ребенка в системе межличностных отношений. С этой целью применяется метод социометрии.

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Он был разработан Джекобом Морено - американским психиатром и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества.

Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умени ...

Особенности физического развития детей 6-7 лет
Физическое развитие детей дошкольного возраста как и у других характеризуется многими факторами, такими как состояние костно-мышечной и сердечно сосудистой системы , объемом грудной клетки, массой тела и др. Так же этот возраст называют «Возрастом вытягивания» и «Возрастом неудержимой двигательной ...

Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru