2) методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович);
3) социометрическая методика;
4) тест школьной тревожности Филлипса;
5) методика "Кинетический рисунок семьи".
Также был использован метод беседы, изучение документации (школьного журнала).
Выборку составили 60 испытуемых: учащиеся 3-х классов Кормянской школы №2.
Исследование проходило в несколько этапов:
1) На первом этапе исследования в результате беседы с учителем и изучения школьного журнала были выделены группы учащихся с различной успеваемостью. Была проведена методика Филлипса с целью определения уровня школьной тревожности. Задачи данного этапа заключались в выявлении учащихся с признаками "неблагополучия" в учебной деятельности (с высоким уровнем школьной тревожности и низким уровнем успеваемости).
2) На втором этапе исследования было проведено обследование с помощью социометрической методики, теста "Нарисуй человека", методики Л.И. Божович, "Кинетический рисунок семьи" с двумя выделенными группами испытуемых: с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.
3) На третьем этапе сравнивались показатели по проведенным методикам в двух группах испытуемых. Задачи данного этапа заключались в выявлении различий по изучаемым признакам и выявлении факторов психологического неблагополучия в учебной деятельности.
4) На четвертом этапе были сделаны выводы согласно полученным результатам.
Краткое описание используемых психодиагностических методик.
Тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф).
Тест предложен Ф.Л. Гудинаф в 1926 г. В 1963 г.Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием "Гудинаф-Харрис рисования тест". Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков, выполнен в рамках подхода "общего интеллекта".
Описание: ребенка просят "как можно лучше" нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т.д. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления - 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50.
Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.
В возрасте 8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов; 9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.
Методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович). Ребенку читают 6 историй, а в конце каждой истории предлагается ответить на вопросы. По ответам судят о сформированности "социальной позиции школьника" и уровне мотивационной готовности к обучению в школе.
Социометрическая методика.
Социометрическая методика была преложена и разработана Дж. Морено. Данная методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Испытуемым предлагался следующий критерий выбора: "с кем бы ты хотел сидеть за одной партой". Разрешалось сделать 3 возможных выбора. Затем предлагалось сделать 3 возможных выбора по "отрицательному" критерию: "с кем бы ты не хотел сидеть за одной партой". Листы с ответами испытуемых обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.
Похожие статьи:
Эхолалия
Известно, что в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Функции этого подражания, впрочем, трудно определить в одной формуле. В аспекте поведения подражание есть идеомоторное приноравливание за счет которог ...
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...