Из таблицы 3 видно, что у учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается высокий уровень страхов в отношениях с учителем.
У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается низкий уровень страхов в отношениях с учителем.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что степень благополучия взаимоотношений с учителем у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
Анализ результатов по степени благополучия взаимоотношений со сверстниками в двух группах испытуемых (данные социометрической методики). Результаты представлены на рисунке 6.
Рис.6 "Сравнительный анализ результатов по степени благополучия взаимоотношений со сверстниками у младших школьников с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся"
Из рисунка 6 видно, что большинство учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности имеют неблагоприятный социометрический статус в классе ("пренебрегаемый", "изолированный либо отверженный"). Большинство "психологически благополучных" младших школьников имеют благоприятный социометрический статус в классе ("предпочитаемый" либо "звезда").
Достоверность различий между результатами двух групп испытуемых представлена в таблице 4.
Таблица 4
Достоверность различий по критерию Фишера в двух группах испытуемых по степени благополучия взаимоотношений со сверстниками
Социометрический статус в классе |
Учащиеся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности (n=18) |
"Психологически благополучные" учащиеся (n=42) |
Достоверность различий |
"звезда" |
0 |
16,7 % |
Нет различий |
"предпочитаемый" |
16,7 % |
42,8 % |
φ* > φ* кр (р=0,01) |
"пренебрегаемый" |
44,4 % |
35,7 % |
Нет различий |
"изолированный" |
27,8 % |
4,8 % |
φ* > φ* кр (р=0,01) |
"отверженный" |
11,1 % |
0 |
Нет различий |
Из таблицы 4 видно, что у учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается социометрический статус "изолированный", что свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается социометрический статус "предпочитаемы", что свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях со сверстниками.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что степень благополучия взаимоотношений со сверстниками у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
Анализ результатов по степени благополучия взаимоотношений с родителями в двух группах испытуемых (данные методики "Кинетический рисунок семьи").
Качественный анализ по методике "Кинетический рисунок семьи".
Похожие статьи:
Психология формирования письменной речи у детей
До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1969) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: А) условно-подражательной записи (каракули, лишь внеш ...
Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...
Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний
Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности - процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это осв ...