Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Страница 6

Следующая проблемная ситуация включала в себя правило: «Не рисуй на обоях», где дети разрисовали дома обои после нового ремонта, и родители были ими не довольны. Дети, как и в предыдущей ситуации должны были найти решение.

Следующая проблемная ситуация, включающая в себя правило: «Не катайся по перилам», где мальчик очень любил спускаться не по ступенькам, а по перилам. От детей требовалось не только найти решение, но и высказать свои предположения, чем это может обернуться.

Вышеуказанные проблемные ситуации содержались в первом блоке, который носит название «Как вести себя дома».

Следующие проблемные ситуации были взяты из второго блока занятий, который носит название: «Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь». Детям было предложена ситуация и три варианта решений данной ситуации. Детям необходимо было найти правильное. Проблемная ситуация заключалась в следующем: воспитатель дает ребенку карандаши, улыбается, что-то говорит; детям предлагается три картинки с ответными действиями мальчика к воспитателю. Дети озвучивают каждую картинку, обсуждают на какой картинке показано правильное поведение мальчика. Следующая проблемная ситуация во втором занятии второго этапа включало в себя правило: «Умей есть не спеша, аккуратно». В рассказе говорится о мальчике, который не умел спокойно сидеть и кушать за столом, после которого крошки были на полу. А суп и компот на одежде. Перед детьми встает задача правильного поведения за столом.

Следующая проблемная ситуация включала в себя сразу два правила: «Не обижай никого вокруг», «Учись ладить с ребятами», где два мальчика не хотели брать в свою игру другого мальчика, который попросился к ним в игру. И после отказа ему было очень обидно. Между детьми поднимается вопрос о дружбе и о хороших отношениях.

Следующие проблемные ситуации содержались в третьем блоке, название которого звучит: «Как вести себя в гостях». Здесь затрагивались такие правила, как: «Не груби окружающим», где мальчик дразнил девочку, которая пришла к ним в гости к его сестре; папе такое поведение не понравилось и он был вынужден наказать сына; «Не опаздывай к назначенному часу», где гости опоздали, да еще и растеряли все по дороге; а в другой ситуации девочка и вовсе забыла о подарке.

Для решения второй задачи нами была разработана система занятий по воспитанию культуры поведения в общественных местах на основе проблемных ситуаций куда и входили выше перечисленные проблемные ситуации. Данная система занятий состояла из трех блоков, каждый блок в свою очередь содержал три занятия. В итоге нами было проведено 9 занятий. Нами рассматривались такие блоки занятий, как:

1 блок «Как вести себя дома»;

2 блок «Как вести себя в детском саду»;

3 блок «Как вести себя в гостях».

Таким образом, в каждом блоке содержались правила культуры поведения, которые необходимо применять в той или иной ситуации.

В первом блоке были проведены занятия, где дети знакомились с правилами поведения дома.

На первом занятии в водной части к детям в гости приходит Незнайка и говорит о том, что очень хотел бы научиться правилам культурного поведения. Дети с удовольствием перечисляют правила поведения, которые им знакомы. Затем воспитатель предлагает детям узнать еще больше правил и дети вместе с Незнайкой соглашаются. В основной части дети узнают о таких правилах, как: «Всегда следи за порядком в своей комнате, Никогда не ломай мебель, Не гоняй мяч по комнате, Не разбрасывай вокруг острые предметы». К каждому правилу детям был прочитан стих и задавались вопросы. После чего детям была предложена вышеописанная проблемная ситуация, где необходимо было найти решение. В заключительной части детям предлагалось поиграть в игру и закрепить правила.

Аналогично были проведены и остальные два занятия. В гости к ребятам снова приходит Незнайка и вместе с ребятами они продолжают узнавать правила поведения дома. На втором занятии такие занятия, как: «Не играй в шумные игры, Не рисуй на обоях, Не включай музыку слишком громко, Не играй со спичками – это опасно!». После чего детям предлагалась ситуация, которую необходимо было решить. В конце занятия дети закрепляли правила в виде игры. На последнем занятии в первом блоке дети знакомились с такими правилами, как: «Сиди за столом спокойно, Не катайся по перилам, Не открывай двери чужим людям, Не играй и не прыгай в лифте». После дети решали проблемную ситуацию и в конце занятия играли, закрепляя пройденные правила. Для лучшего запоминания пройденных правил на всех трех занятиях детям были предложены карточки с данными правилами, которые необходимо было поместить в специально подготовленный альбом.

Во втором блоке дети знакомились с правилами поведения в детском саду. На первом занятии детям предлагалось вспомнить правила, которые они знают и хотели бы они узнать еще больше. В основной части дети знакомились с правилами и заслушивали к каждому правилу стих: «В детском саду не плачь о маме, Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь, Не прячься от воспитателя, Береги игрушки, На прогулке не пачкайся». После правил детям была предложена ситуация с иллюстративным материалом. Данная ситуация описана выше. В конце занятия дети играли и закрепляли правила. На втором занятии вначале дети вспомнили правила, которые проходили на прошлом занятии. Им очень интересно было узнавать другие правила: «Перед едой мой руки с мылом, После туалета обязательно мой руки, Умей есть не спеша и аккуратно, Учись пользоваться вилкой и ложкой, Помогай нянечке накрывать на стол и убирать посуду со столов». На каждое правило дети приводили собственные примеры. Проблемная ситуация детьми была решена быстро. В игру дети играли с удовольствием. На третьем занятии вначале дети вспомнили правила. Все правила детям запоминались очень хорошо. Поэтому дети очень быстро вспомнили правила в детском саду и готовы были узнавать следующие: «Не балуйся за столом, Не обижай никого вокруг, Не дразнись и не обзывайся, Учись ладить с ребятами, Спи во время тихого часа, Сам убирай свою постель. С проблемной ситуацией дети справились также быстро. В конце занятия дети играли в игру «Передай другому». Игра детям очень понравилась. Также как и в первом блоке в конце третьего занятия детям было дано поручение поместить карточки с пройденными правилами в альбом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Основы работы с текстом
По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель". Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен. При этом текст ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Эхолалия
Известно, что в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Функции этого подражания, впрочем, трудно определить в одной формуле. В аспекте поведения подражание есть идеомоторное приноравливание за счет которог ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru