Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Страница 3

- Формирование доброжелательных отношений (между сверстниками или ко всем окружающим);

- Ознакомление с моральными знаниями (моральными принципами и требованиями, моральными качествами и их проявлениями, моральными оценками и т. д.);

- Ориентация в сфере чувств и эмоций – в их внешних проявлениях, причинах возникновения; учет чувств и эмоций в своих взаимоотношениях с другими; воспитание гуманных чувств.

Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Мы принимаем за основу определение понятия культуры поведения дошкольников как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Проблемная ситуация, по определению А. М. Матюшкина, есть особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.

В разработке моделирования игровых проблемно-практических ситуаций присутствуют следующие моменты: Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; Свертывание репродуктивной деятельности; Перенесение акцентов на поисковую деятельность; Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; Определение детьми ролевых функций участников деятельности; Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Итак, мы подошли к описанию экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет и проведению формирующих занятий, содержащих проблемные ситуации.

Цель: выявить особенности представлений о культуре поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

Задачи:

Выявить уровень представлений о культуре поведения в общественных местах у детей 5-6 лет

Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Для решения первой задачи нами была разработана индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы: ( см. Приложение 1)

- Какие общественные места ты знаешь?

- Какого человека ты назовешь культурным?

- Как необходимо вести себя в детском саду?

- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?

- Как необходимо вести себя в автобусе?

- Как необходимо вести себя на день рождении?

- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?

- Какие правила культурного поведения ты знаешь?

Критерии оценки:

3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;

2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;

1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает

В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места ты знаешь»? 40% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». (Арина, Вадим, Никита). 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами». (Кирилл, Артур, Аня)

На вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 70% детей не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Надя, Даша). 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке (Ростислав, Аня, Полина).

На вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша). 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть» (Кирилл); «не кричать, не драться» (Ростислав); «хорошо слушаться, не мешать воспитателям» (Арина); «не драться, не жадничать» (Аня). 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо» (Артур).

На вопрос «Как ты должен вести себя у врача на приеме»?, 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать» (Кирилл); «спокойно сижу и жду» (Арина); «хорошо делать то, что врач говорит» (Вадим); «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться» (Никита); «не плакать, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «не кричать, не бегать, ждать очередь» (Даша). 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча» (Ростислав, Артур, Полина). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо» (Аня).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...

Анализ деятельности Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы
Одним из ведущих социальных институтов социально-культурной сферы является система эстетического воспитания, в частности Дворца школьников. Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы относится к числу таких образовательных учреждений, в которых внимание педагогов направлено не ...

Содержание линии информации в базовом курсе информатики
Базовый курс включает в себя семь линий: 1.Линия информационных процессов. 2. Линия представления информации. 3. Линия исполнителя (компьютера). 4. Линия формализации и моделирования. 5. Линия информационных технологий. 6. Алгоритмическая линия. Содержание этих линий определяется стандартом. Станда ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru