Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Страница 3

- Формирование доброжелательных отношений (между сверстниками или ко всем окружающим);

- Ознакомление с моральными знаниями (моральными принципами и требованиями, моральными качествами и их проявлениями, моральными оценками и т. д.);

- Ориентация в сфере чувств и эмоций – в их внешних проявлениях, причинах возникновения; учет чувств и эмоций в своих взаимоотношениях с другими; воспитание гуманных чувств.

Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Мы принимаем за основу определение понятия культуры поведения дошкольников как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Проблемная ситуация, по определению А. М. Матюшкина, есть особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.

В разработке моделирования игровых проблемно-практических ситуаций присутствуют следующие моменты: Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; Свертывание репродуктивной деятельности; Перенесение акцентов на поисковую деятельность; Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; Определение детьми ролевых функций участников деятельности; Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Итак, мы подошли к описанию экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет и проведению формирующих занятий, содержащих проблемные ситуации.

Цель: выявить особенности представлений о культуре поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.

Задачи:

Выявить уровень представлений о культуре поведения в общественных местах у детей 5-6 лет

Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

Для решения первой задачи нами была разработана индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы: ( см. Приложение 1)

- Какие общественные места ты знаешь?

- Какого человека ты назовешь культурным?

- Как необходимо вести себя в детском саду?

- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?

- Как необходимо вести себя в автобусе?

- Как необходимо вести себя на день рождении?

- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?

- Какие правила культурного поведения ты знаешь?

Критерии оценки:

3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;

2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;

1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает

В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места ты знаешь»? 40% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». (Арина, Вадим, Никита). 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами». (Кирилл, Артур, Аня)

На вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 70% детей не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Надя, Даша). 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке (Ростислав, Аня, Полина).

На вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша). 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть» (Кирилл); «не кричать, не драться» (Ростислав); «хорошо слушаться, не мешать воспитателям» (Арина); «не драться, не жадничать» (Аня). 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо» (Артур).

На вопрос «Как ты должен вести себя у врача на приеме»?, 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать» (Кирилл); «спокойно сижу и жду» (Арина); «хорошо делать то, что врач говорит» (Вадим); «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться» (Никита); «не плакать, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «не кричать, не бегать, ждать очередь» (Даша). 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча» (Ростислав, Артур, Полина). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо» (Аня).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей
К общим способностям относятся необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память и т.д. Эти качества необходимы для учебной работы и для овладения различными видами труда. В зависимости от преобладания тех или иных общих особенностей, школьников подразделяют на 3 ти ...

Соединение части вида и части разреза
Рис.13.Соединение части вида части разреза Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т. е. выполнить д ...

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru