Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Педагогика и воспитание » Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности » Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Страница 1

На основе данных диагностики внимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим.

Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

Упражнение "Запрещенная буква"

Цель- тренировать произвольное внимание, находчивость.

Один из участников игры – водящий. Он поочередно, обращаясь к играющим, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе "запрещенной" по уговору буквы, например, буквы "А". Водящий постарается подыскать каверзные вопросы, которые предполагают в ответе букву "А". В таком случае игроку вместо верного ответа придется отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Не ответил сразу или употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями будут те, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

2. Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. (см. Приложение № 6). Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно и уточнить: "А муха - это кто?" Выиграет тот, кто верно заметит всех не птиц.

Методики, игры и упражнения для развития свойств внимания

Упражнение на увеличение объема внимания "Заметь все"

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Корректурное задание.

Цель-развитие концентрации внимания и самоконтроля у школьников.

Оборудование- любые печатные тексты с крупным шрифотом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2—4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора".

По мере овладения игрой правила меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Доброжелательная атмосфера игры.

2. Проигрыш не должен вызывать чувства досады, поэтому можно ввести "штрафы", например, промяукать столько раз, сколько сделал ошибок.

3. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Что такое лечебная педагогика
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагоги ...

Общее положение высшего образования в жизни американцев
Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Удачливых абитуриентов обы ...

Методика обучения учащихся решению задач
Этапы решения геометрических задач: I Этап: Выделение требования задачи, объектов и отношений между ними, выполнение рисунка, отметка на нем данных и искомых элементов, краткая запись условия и заключения задачи. Какая фигура дана? Что известно? Что необходимо найти? II Этап: Анализ условия и требо ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru