Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Педагогика и воспитание » Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности » Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Страница 1

На основе данных диагностики внимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим.

Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

Упражнение "Запрещенная буква"

Цель- тренировать произвольное внимание, находчивость.

Один из участников игры – водящий. Он поочередно, обращаясь к играющим, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе "запрещенной" по уговору буквы, например, буквы "А". Водящий постарается подыскать каверзные вопросы, которые предполагают в ответе букву "А". В таком случае игроку вместо верного ответа придется отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Не ответил сразу или употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями будут те, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

2. Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. (см. Приложение № 6). Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно и уточнить: "А муха - это кто?" Выиграет тот, кто верно заметит всех не птиц.

Методики, игры и упражнения для развития свойств внимания

Упражнение на увеличение объема внимания "Заметь все"

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Корректурное задание.

Цель-развитие концентрации внимания и самоконтроля у школьников.

Оборудование- любые печатные тексты с крупным шрифотом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2—4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора".

По мере овладения игрой правила меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Доброжелательная атмосфера игры.

2. Проигрыш не должен вызывать чувства досады, поэтому можно ввести "штрафы", например, промяукать столько раз, сколько сделал ошибок.

3. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Изучение особенностей организации семейного, оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста
Констатирующий эксперимент проводится с марта по апрель 2010г. в ДОУ №39 « Подснежник». С целью изучения особенностей организации семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, мы взяли 15 родителей и 15 детей, и провели с ними анкетирование и беседу, а так же проанализи ...

Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в с ...

Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль игра ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru