Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предметными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации: наблюдения над значением, строением и звучанием предложения.
Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания, как сказано выше, выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его. Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логико-предметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи.
Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия:
отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения - включения и выключения из него дополнительной информации);
определение вида дополнительной информации.
Подобную работу необходимо проводить при ознакомлении учащихся со всеми пунктуационными нормами, изучаемыми в школе. Она сформирует у детей умение во время письма предвидеть появление пунктуационно смысловых отрезков в предложении.
Наблюдения над структурой предложения. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены. Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) - непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, не члены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений.
Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов:
нахождение грамматической основы (или основ) предложения;
обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение (однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, не членов предложения);
определение разновидности (однородность, обособленность, не членство в предложении).
Наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т. е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение.
Похожие статьи:
Определение понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Тер ...
Задачи, методы, организация, исследование
физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровител ...
Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...