Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Педагогика и воспитание » Развитие внимания младшего школьника в учебной деятельности » Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Страница 2

2. Игра "Маленький жук"

Оборудование - квадратное поле из 16 клеток, в одной из которых нарисован жук.

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать по полю жука в нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Покажи, где остановился жук".

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Упражнение на тренировку избирательности внимания.

1. Игра "Найди отличие".

Инструкция: "Посмотри на картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательно присмотрись и найди различия".

Для игры можно сначала использовать изображения двух животных, а по мере усложнения – предлагать сюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.

Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания

1. Методика "Красно-черная таблица", предложена Ф. Горбовым.

Цель - развивать переключаемость внимания.

Инструментарий: используется таблица с черно-красными цифрами, в сетке из 30 клеток, причем черных и красных цифр поровну - 15.

Инструкция: "Покажи на таблице черные числа от 1 до 15 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 15 до 1. Затем покажи попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем".

Фиксируется время каждого вида работы - Т(1), Т(2) и Т(3) Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)). Время поиска в норме лежит в пределах двух минут. Следует предлагать это задание детям со слабой переключаемостью внимания до тех пор, пока результат работы не будет заметен в учебной деятельности.

2. Упражнение "Каждой руке — свое дело"

Инструкция: "В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой – треугольники". В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.

Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности. Из этих методик можно составить коррекционно-развивающую программу для формирования произвольного внимания.

Данная работа посвящена проблеме развития произвольного внимания младшего школьника в учебной деятельности.

Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Были выделены свойства, виды, критерии наличия внимания. Произвольное внимание – это вид внимания, развитие которого обусловлено не биологическими, а социальными факторами. Младший школьный возраст очень сензитивен к развитию произвольного внимания, так как оно – необходимое условие формирования учебной деятельности. Под влиянием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в этом возрасте значительно лучше развито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников. Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших школьников часто возникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной для них работе. Свойства внимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия – использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смена видов деятельности. Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольным вниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития свойств внимания, психолог может применять игры и упражнения для коррекции внимания, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Общая характеристика развития детской речи
Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговори ...

Анализ методической литературы по теме: «Подобные треугольники»
Учебно-методический комплект включает: Учебник «Геометрия» для 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др. Рабочие тетради по геометрии для 7,8 и 9 классов, Атанасян Л.С. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. , Зив Б.Г , Мейлер В.М Задачи по геометрии для 7-11 классов, Зив Б.Г , Мейлер В.М Методи ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru