Технология педагогического общения

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Технология педагогического общения

Страница 1

Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это роскошь, а в другом профессиональная необходимость. Являясь важнейшей составной частью человеческого бытия, общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но в ряде профессий оно из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в категорию профессионально значимую.

Исходя их классификации профессий Климова Е.А. (Ч-Ч, Ч-природа, Ч-техника, Ч-художественный образ, Ч-знаковая система), профессия учителя – классический пример профессии типа Ч-Ч, требующая таких качеств и умений педагога, как организовать общение и взаимодействие с детьми, руководить их деятельностью. Учитель осуществляет различные виды деятельности, и общение пронизывает все из них, является важнейшим инструментом педагогической деятельности. В целенаправленной пед. деятельности общение становится специфической задачей. Педагог должен знать законы пед. общения, обладать коммуникативными знаниями и умениями, развивать коммуникативные способности. Особенно важно знание тонкостей общения начинающему учителю, чтобы становление педагога не шло по пути проб и ошибок.

В современных условиях и для детей, и для взрослых характерен дефицит общения, чувство одиночества. Значимо в этой ситуации влияние фактора урбанизации, избыточности принудительных контактов, фактора информационного взрыва, обилия средств массовых коммуникаций, при снижении личностного, человеческого общения, недостатке знаний и практики в этом виде деятельности.

Овладеть основами профессионально-педагогического общения можно в процессе профессионального становления и, главным образом самовоспитания. Призыв Сократа «Познай самого себя» сегодня для многих утрачивает смысл, т. к. обычный человек не подготовлен в достаточной мере для такого самопознания. Для того, чтобы готовить подрастающее поколение к самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию, педагог должен сам овладеть этими видами работы над собой. Два пути самосовершенствования педагогического общения: 1 – теоретический – изучение, осмысление природы, структуры, законов процесса профессионального педагогического общения, 2 – практический – овладение процедурой и технологией педагогической коммуникации, формирование умений и навыков педагогического общения, развитие коммуникативных способностей.

Общение в привычном для нас смысле – «говорение» – возникло на основе трудовой общности людей. Пример: п-о строй, бревно.

В самом широком понимании общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, оно обычно включено в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.

Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: – коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.

Главная характеристика общения – его информативность, коммуникативность. Коммуникативность (от англ. сообщать, передавать) – характеристика обмена информацией в человеческом общении. Коммунивативность включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.д. между людьми в ходе совместой деятельности. Умение эффективно вести обмен информацией называют коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью. Коммуникативная компетентность основывается на единстве мыслей, чувств и действий. Что же мешает человеку быть коммуникативно компетентным, достичь единства мыслей, чувств и действий? Он сам, т.е. его излишнее внимание к своему «я-образу», неумение строить общение с позиции «я-в ситуации». В этом лежат истоки недостаточного умения наблюдать, спрашивать, слушать, говорить с учетом уместности своих высказываний и невербальных проявлений. С этой целью Леонтьев А.А. предлагает овладеть определенными специальными умениями (см. Леонтьев с. 34).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Диагностика и коррекция адаптации младшего школьника
Методика Керна-Йирасека: "Ориентировочный тест школьной зрелости". Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во мног ...

Письменная работа
Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка. Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как: - гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика; - позволяет проверить з ...

Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения
Курс «Профессиональная ориентация молодежи» был бы неполным, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому мы с ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru