Технология педагогического общения

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Технология педагогического общения

Страница 4

Важную роль в процессе организации пед. общения играет «зондирование души объекта» (Станиславский) – переходный этап от подготовительного цикла к действительному общению, когда происходит быстрая корректировка и окончательное уточнение заранее продуманных приемов общения применительно к состоянию класса и сегодяшним возможностям восприятия материала. По общему настроению класса и отдельных личностей в нем педагог должен уметь составить представление о переживаниях коллектива, о психологическом состоянии коллектива и отдельных личностей.

Важнейший момент – привлечение внимания. Возможны варианты: – речевой вариант – вербальное обращение к учащимся;

– пауза с активным внутренним обращением, требованием внимания;

– двигательно-знаковый вариант – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске, жест (40% информации в сообщении);

– смешанный вариант – чаще всего.

Приемы активизации внимания в начале общения: – прием сопереживания (о ярком эпизоде, переживаемом аудиторией), – прием парадоксальной ситуации, – апелляция к непосредственным интересам аудитории, – юмористическое замечание, – постановка проблемного вопроса, – апелляция к событиям, времени, месту, авторитетной личности, известному источнику информации, – краткое изложение конкретной цели и содержания предстоящего общения, – ситуативный момент.

Успех общения (речи) во многом зависит от вступления. Оно состоит из приветствия и активного вступления, которое представляет собой целевую установку, т.е. определение целей и задач предстоящей деятельности, объяснение того, что и как будем сейчас делать или что я хочу вам сказать. Требования к вступлению: а) вступление должно быть естественным и неразрывно связано с остальными композиционными частями урока, речи, выступления, воспитательного дела; б) первые фразы понятны и коротки; в) начало замедленно, сравнительно негромко.

Инициатива учителя в организации общения и взаимодействия обеспечивается: – четкостью и оперативностью начала контакта и переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению;

– оперативным достижением социально-психологического единства с классом, формированием чувства «мы», демонстрацией собственной предрасположенности к классу;

– введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

– показом ярких целей деятельности, путей их достижения, передачей учащимся понимания и учета педагогом их внутреннего состояния;

– организацией цельного контакта со всем классом;

– изменением стереотипных негативных установок к отдельным учащимся;

– обеспечением внешнего вида учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние);

– реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики и микромимики, контакта глазами и т.д.

Умение грамотно и четко спланировать, правильно и организованно провести начальный период общения помогает преодолевать психологические барьеры, препятствия, мешающие эффективному общению учителя с классом:

1. Боязнь класса, которая снимается психологическим настроем, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском «эмоционального ядра» общения;

2. Негативная установка на основе прошлого опыта общения, преодоление которой получаем развитием такого свойства как оптимистическое прогнозирование своей деятельности;

3. Физический барьер, т.е. дистанция, которой учитель удаляет себя от учеников, пытается закрыть себя, спрятаться за стол, стул, в угол. Выход – демонстрация доверия, работа в открытой позиции.

4. Социальный барьер – создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху», своего превосходства (перед вами учитель!);

5. Гностический барьер – когда педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников, «говорит заумно», Следует подумать, как сказать проще, как сделать непонятное понятным, сложное простым.

Итогом начального периода общения можно считать установившееся внимание и готовность к работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Дидактические принципы
Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы. Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах: заинтересов ...

Создание государственной системы народного образования
В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образовани ...

Подведение итогов экскурсии
Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимся на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалом экскурсии. К первому после экск ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru