Технология педагогического общения

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Технология педагогического общения

Страница 3

Знание функций пед. общения поможет педагогу организовать общение со школьниками на уроке и вне его, как целостный процесс.

Структуру пед. общения можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В узком смысле это схема передачи определенной порции информации за определенный короткий промежуток времени.

Структура пед. общения в широком смысле слова соответствует логике пед. процесса, который включает в себя замысел, его воплощение, анализ и оценку. Исходя из этого определяется и структура пед. общения:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организация непостредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность (соотнесение цели, средств, результата и постановка следующей цели).

Рассмотрим каждый этап подробно.

1. Прогностический этап – моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к непосредственной деятельности – включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование его. Кроме этого идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, помогающее педагогу конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке и вне его, настроить себя на предстоящее общение. Здесь планируется вероятностное восприятие учащимися материала урока и личности самого педагога. Это опережающая стадия общения, в которой намечаются контуры преобразования педагогической (обучающей или воспитательной задачи) в коммуникативную (как сказать, как объяснить, каким образом будем действовать и как организовать деятельность детей). Чтобы пед. задачи перевести в коммуникативные, необходимо ориентироваться в условиях общения: – а) осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; – б) мысленное восстановление особенностей предыдущих ситуаций общения с данным коллективом (коммуникативная память); – в) уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности.

Нередко удачно спланированная система общения диктует и отбор материала, и методы, и, возможно, определяет успех предстоящего дела.

Последовательность коммуникативной подготовки.

1. Вспомнить конкретный класс, в котором предстоит работать.

2. Попытаться восстановить в памяти опыт общения именно с данным классом (стремиться развивать положительные впечатления от общения с классом и блокировать отрицательные).

3. Вспомнить, какой тип общения Вам свойственен именно в этом классе, возможен ли он на предстоящем уроке.

4. Попытайтесь представить, как класс воспримет Вас и материал урока.

5. Соотнесите присущий Вам стиль общения с классом и задачами урока. Попытайтесь добиться единства.

6. Представьте общую психологическую атмосферу реализации фрагментов урока – это поможет выбрать средства обучения или воспитания, сделать планирование более точным.

7. Вспомнить свои взаимоотношения с отдельными учащимися, избегать стереотипов, психологических установок по отношению к детям.

8. Попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке – это сделает Вас более уверенным.

9. Продумайте свой внешний вид, целостное впечатление, которое Вы можете произвести на ребят.

10. Думайте не только о собственных педагогических задачах, но и о детях, их состоянии, готовности к совместной деятельности, создайте в первые мгновения урока ситуацию психологической совместимости.

11. Не делайте резких поворотов в системе взаимоотношений с детьми.

2. Начальный период общения или коммуникативная атака – это этап организации непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап очень важен, хотя на практике он занимает не более 3 минут, за время которых завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением в классе (на уроке это оргмомент).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Контроль и оценка скоростных способностей у младших школьников
Л.П. Матвеев утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долг ...

Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все ...

Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru