Технология педагогического общения

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Технология педагогического общения

Страница 6

4. Анализ использованной педагогом системы общения содержит осмысление успешности, уточнение возможных вариантов организации общения в данном коллективе учащихся, прогнозирование предстоящего в этой аудитории очередного этапа общения и моделирование его структуры.

На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, что удалось и благодаря чему, что не удалось, почему, над чем надо подумать, как исправить то, что не сработало. Далее необходимо спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом внесения необходимых корректив, т.е. переходим к первому этапу построения следующей ситуации общения

Таким образом, педагогическое общение – профессионально значимый компонент педагогической деятельности. Общение пронизывает все направления труда учителя и составляет особый вид деятельности, особый вид творчества, который необходим – в ходе познания учащихся в системе взаимодействия с ними, – при организации непосредственного воздействия на ребенка, – при управлении собственным поведением, – творческий характер носит сам процесс организации взаимодействия.

4. Стили и модели педагогического общения.

Теоретики выделяют в общении две стороны – отношение и взаимодействие. Это как бы надводная и подводная часть айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а невидимая – потребности, интересы, чувства, – все, что толкает человека к общению.

Березовин Н.А. и Коломинский Я.Л. в книге «Учитель и детский коллектив» определяют 5 стилей отношения к ученикам:

1) активно-положительный (в школу и детей влюблена, умеет научить любого ребенка, не любит крайних мер, в то же время принципиальна и требовательна);

2) ситуативный (добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профессию и детей, но если ученики что-то путают, теряет самообладание);

3) пассивно-положительный (учительница великолепная, но какая-то сухость, слова доброго, ласкового не скажет детям);

4) пассивно-отрицательный (воспринимает все настороженно, возмущение поведением учеников наружу не выходит, только съеживается вся, не любит задерживаться в школе);

5) активно-отрицательный (замечания делает в резкой форме, забывает о похвале, как о методе воспитания, при любой неудаче ученика возмущается во весь голос, не любит ленивых и слабо подготовленных учеников и не хочет работать с ними).

В общении активатором выступает педагог, поэтому мы, прежде всего, отметим в этой стороне общения стиль руководства педагога. Стиль работы – это почерк организатора. Курт Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный (или попустительский). На основе их А.Н. Лутошкин дает образные названия и характеристики, но называет уже 4 стиля (см. А.Н. Лутошкин «Как вести за собой»).

Авторитарный (разящие стрелы): учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Истоки авторитаризма: – недостаточная зрелость педагога, – его нравственная невоспитанность, – низкий уровень культуры педагога, – пренебрежение психологическими способностями детей, – игнорирование принципа самодеятельности организации детской жизни.

Даже редкая благодарность или похвала звучит как команда, а то и как оскорбление «Ты хорошо сегодня ответил, не ожидала от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструктаж, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпим к возражениям.

Демократический (возвращающийся бумеранг, снующий челнок). В работе классного руководителя проявляется опора на мнение коллектива учащихся. Учитель старается донести до сознания каждого цель деятельности, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы (дела), видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Учителем поощряется каждый ученик, что способствует появлению у него уверенности в себе, развивается самоуправление в детском коллективе. Учитель демократического стиля руководства старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого, развивает инициативность, поощряет активность, внимателен к робким и замкнутым ребятам. Основные формы взаимодействия – совет, просьба, информация, предложение, поручение. Большое внимание такой учитель уделяет установлению обратной связи во взаимодействии с учениками, педагогическому анализу и самоанализу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Предпосылки возникновения альтернативной программы
Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал бе ...

Задачи и методика проведения экспериментального исследования
Для выявления особенностей оценочной деятельности учащихся нами проведено экспериментальное исследование оценочной деятельности учащихся интегрированных классов. Проведение экспериментального исследования поставило перед нами ряд практических задач: 1) определить метод исследования оценочной деятел ...

Трудности, связанные с источником информации
В процессе обучения аудированию используются аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды), сопровождаемая рассказом учителя, озвученные диафильмы и кинофильмы, телевидение и речь учителя. К аудити ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru