Дидактические принципы

Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы.

Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах:

заинтересованность студента в экспериментальных исследованиях;

связь практикума с курсом лекций, но, при этом, не простая проверка известных закономерностей, а освоение методики измерений и анализ различий экспериментальных результатов;

многофункциональность и модульность измерительных комплексов для увеличения числа выполняемых заданий на одной установке и возможности их дальнейшей модернизации;

интенсификация образовательного процесса за счет экономии времени на рутинных вычислениях;

анализ, грамотная обработка и наглядное представление данных с использованием компьютерных технологий;

дифференциация работ по степени сложности в зависимости от способностей конкретного студента, его желания и умения работать с аппаратурой.

И.А. Осипова при разработке методики проведения практикума особое внимание уделяет следующим дидактическим принципам:

связь практикума с единой физической картиной мира;

профессиональная направленность практикума;

исследовательская ориентация учебного процесса;

использование современного оборудования;

соответствие высокому научному и методическому уровню.

В.Н. Воронцов, О.В. Денисова, С.Д. Ханин, Е.В. Цуревский считают главными дидактическими принципами методики проведения лабораторного практикума следующие:

ознакомление с основными проблемами данной отрасли промышленности на современном этапе;

целостный подход к изучению проблем дисциплины и ее научных основ;

сочетание научности и доступности;

сокращение разрыва между действительным состоянием отраслей промышленности и содержанием соответствующих им дисциплин;

связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);

исследовательская ориентация учебного процесса.

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров при разработке методики проведения практикума опирались на следующие принципы:

экономия времени за счет сокращения рутинных процедур;

методическая полнота;

связь с единой картиной мира;

наличие легко модернизируемых комплексов;

наличие многофункциональных измерительных комплексов;

обучение работе с перспективной измерительной техникой;

выбор метода исследования и разработки схемы установки;

связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);

наличие реальных физических экспериментов;

прикладной характер выполняемых работ;

фронтальность, многоуровневость, организация самостоятельных экспериментальных исследований;

исследовательская ориентация учебного процесса.

Рассмотрев системы дидактических принципов, предложенных различными авторами, выделим принципы, имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение:

усиление практической направленности;

реализация личностно- ориентированного подхода;

использование информационных технологий;

учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.

Похожие статьи:

Формирующий и контрольный этапы эксперимента
Задачи формирующего этапа эксперимента: 1.Сформировать основные направления коррекционно-развивающей работы и разработать методы коррекционного воздействия для преодоления выявленных специфических ошибок. 2.Провести экспериментальное обучение и оценить его эффективность. Нами предложен комплекс упр ...

Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворну ...

Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивный подход предлагает «рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru