Дидактические принципы

Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы.

Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах:

заинтересованность студента в экспериментальных исследованиях;

связь практикума с курсом лекций, но, при этом, не простая проверка известных закономерностей, а освоение методики измерений и анализ различий экспериментальных результатов;

многофункциональность и модульность измерительных комплексов для увеличения числа выполняемых заданий на одной установке и возможности их дальнейшей модернизации;

интенсификация образовательного процесса за счет экономии времени на рутинных вычислениях;

анализ, грамотная обработка и наглядное представление данных с использованием компьютерных технологий;

дифференциация работ по степени сложности в зависимости от способностей конкретного студента, его желания и умения работать с аппаратурой.

И.А. Осипова при разработке методики проведения практикума особое внимание уделяет следующим дидактическим принципам:

связь практикума с единой физической картиной мира;

профессиональная направленность практикума;

исследовательская ориентация учебного процесса;

использование современного оборудования;

соответствие высокому научному и методическому уровню.

В.Н. Воронцов, О.В. Денисова, С.Д. Ханин, Е.В. Цуревский считают главными дидактическими принципами методики проведения лабораторного практикума следующие:

ознакомление с основными проблемами данной отрасли промышленности на современном этапе;

целостный подход к изучению проблем дисциплины и ее научных основ;

сочетание научности и доступности;

сокращение разрыва между действительным состоянием отраслей промышленности и содержанием соответствующих им дисциплин;

связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);

исследовательская ориентация учебного процесса.

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров при разработке методики проведения практикума опирались на следующие принципы:

экономия времени за счет сокращения рутинных процедур;

методическая полнота;

связь с единой картиной мира;

наличие легко модернизируемых комплексов;

наличие многофункциональных измерительных комплексов;

обучение работе с перспективной измерительной техникой;

выбор метода исследования и разработки схемы установки;

связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);

наличие реальных физических экспериментов;

прикладной характер выполняемых работ;

фронтальность, многоуровневость, организация самостоятельных экспериментальных исследований;

исследовательская ориентация учебного процесса.

Рассмотрев системы дидактических принципов, предложенных различными авторами, выделим принципы, имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение:

усиление практической направленности;

реализация личностно- ориентированного подхода;

использование информационных технологий;

учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.

Похожие статьи:

Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким ж ...

Общее положение высшего образования в жизни американцев
Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Удачливых абитуриентов обы ...

Классификация видов графики
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru