Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы.
Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах:
заинтересованность студента в экспериментальных исследованиях;
связь практикума с курсом лекций, но, при этом, не простая проверка известных закономерностей, а освоение методики измерений и анализ различий экспериментальных результатов;
многофункциональность и модульность измерительных комплексов для увеличения числа выполняемых заданий на одной установке и возможности их дальнейшей модернизации;
интенсификация образовательного процесса за счет экономии времени на рутинных вычислениях;
анализ, грамотная обработка и наглядное представление данных с использованием компьютерных технологий;
дифференциация работ по степени сложности в зависимости от способностей конкретного студента, его желания и умения работать с аппаратурой.
И.А. Осипова при разработке методики проведения практикума особое внимание уделяет следующим дидактическим принципам:
связь практикума с единой физической картиной мира;
профессиональная направленность практикума;
исследовательская ориентация учебного процесса;
использование современного оборудования;
соответствие высокому научному и методическому уровню.
В.Н. Воронцов, О.В. Денисова, С.Д. Ханин, Е.В. Цуревский считают главными дидактическими принципами методики проведения лабораторного практикума следующие:
ознакомление с основными проблемами данной отрасли промышленности на современном этапе;
целостный подход к изучению проблем дисциплины и ее научных основ;
сочетание научности и доступности;
сокращение разрыва между действительным состоянием отраслей промышленности и содержанием соответствующих им дисциплин;
связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);
исследовательская ориентация учебного процесса.
В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров при разработке методики проведения практикума опирались на следующие принципы:
экономия времени за счет сокращения рутинных процедур;
методическая полнота;
связь с единой картиной мира;
наличие легко модернизируемых комплексов;
наличие многофункциональных измерительных комплексов;
обучение работе с перспективной измерительной техникой;
выбор метода исследования и разработки схемы установки;
связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);
наличие реальных физических экспериментов;
прикладной характер выполняемых работ;
фронтальность, многоуровневость, организация самостоятельных экспериментальных исследований;
исследовательская ориентация учебного процесса.
Рассмотрев системы дидактических принципов, предложенных различными авторами, выделим принципы, имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение:
усиление практической направленности;
реализация личностно- ориентированного подхода;
использование информационных технологий;
учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.
Похожие статьи:
Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...
Организационные вопросы подготовки экскурсии
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойства ...
Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...