Технология педагогического общения

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Технология педагогического общения

Страница 2

Педагогическое общение, с т.з. Леонтьева А.А., это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

С помощью каких средств мы можем осуществить на практике педагогическое общение, привести в деятельную форму все его функции? Средства общения принято разделять на две группы – вербальные и невербальные. Они составляют технику общения. К вербальным средствам относится речь и все ее характеристики: постановка голоса, тембр, темп, дикция, дыхание, интонационные окраски, полетность голоса и т.д. Невербальные средства: мимика (управление мышцами лица), пантомимика (управление своим телом, его положением), управление эмоциями, настроением, снятие излишнего психологического напряжения, создание атмосферы творчества, само и взаимоуважение, социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение).

При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения. 1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.

2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.

3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.

Педагогическое общение выполняет определенные функции.

Б.Ф. Ломов (сов. философ) называет 3 функции пед. общения.

1) информативно-коммуникативная – охватывает те процессы, которые м.б. описаны как передача и прием информации;

2) регулятивно-коммуникативная – благодаря общению возможно регулировать и свое собственное поведение, и поведение других людей, а вместе с этим получать регулирующее воздействие с их стороны;

3) аффективно-коммуникативная – весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей, этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка.

Кан-Калик считает, что общение позволяет решать следующие задачи (выполняет функции):

1) обучающая – наладить реальный психологический контакт с классом, – формировать положительную мотивацию к обучению, – создать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий;

2) воспитательная – налаживание воспитательных педагогических отношений, – психологический контакт учителя с учащимися, – преодоление психологических барьеров, – формирование межличностных отношений в детском коллективе;

3) развивающие – стимулирование самовоспитания и самообразования личности; – осуществление социально-психологической коррекции в развитии личностных качеств.

Тарасевич Н.Н. говоря о функциях пед. общения, называет

– познание личности,

– обмен информацией, интеллектуальными, духовными ценностями,

– организация деятельности,

– обмен ролями: смена социальных ролей способствует многостороннему проявлению личности,

– сопереживание – понимание чувств другого человека, возможность войти в положение другого,

– самоутверждение – способность осознания своего «я», ощущение личностной значимости, формирование адекватной самооценки, уровня притязаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина дают следующую психолого-п ...

Домашнее задание тоже нужно планировать
На практике преобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и задания все одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает из проблемы, созданной на уроке, которую можно решить и дома. Необходимо корректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Ориентир ...

Подведение итогов экскурсии
Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимся на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалом экскурсии. К первому после экск ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru