Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации

Страница 1

Проблемы диагностики качества развитости учащихся

В педагогике сложилась определенная практика диагностики развитости учащихся, основанная на выделении ее параметров в двух относительно независимых сферах: когнитивной и собственно личностной, куда относятся мотивация, ценности, особенности эмоционально-волевой сферы, самостоятельность и другие "обобщенные" характеристики.

Диагностика успешности учения.

В последнее время появилось большое количество работ, посвященных как методологическим вопросам организации педагогических тестов, так и собственно разработкам предметных тестов.

В отечественной педагогике и психологии сегодня можно условно выделить несколько направлений в разработке систем диагностики учащихся в интересующем нас аспекте. Первое из них связано с "тестами успешности" в работах В.П. Беспалько. Методология их организации такова, что исследователь пытается "увязать" в тесте:

а) уровень, на котором может быть освоен тот или иной учебный материал;

б) предметное содержание учебного материала.

"Уровень усвоения, - пишет он, - обозначают буквой "а" и различают по степени овладения исходной информацией четыре уровня усвоения:

Первый - узнавание - умение выполнять деятельность только при повторном восприятии ранее изученной информации или на житейском языке - деятельность "с подсказкой".

Второй - алгоритмическая деятельность по памяти: воспроизводится необходимая информация о правилах действий и решаются типовые задачи в данной конкретной области.

Третий - эвристическая деятельность, которая выполняется не по готовым, ранее усвоенным алгоритмам, как на а1 и а2, а по аналогии с ранее изучавшимися учебными элементами данного предмета. Учащийся создает при этом субъективно новую информацию, самостоятельно открывая для себя ранее не изученные УЭ данного учебного предмета.

Четвертый Творческая деятельность, заключающаяся в создании объективно новой информации в учебном предмете:

открытие новых УЭ или построение новых алгоритмов деятельности".

При разработке системы диагностики очень значимыми оказались требования к форме составления тестов, что особенно привлекательно с точки зрения единообразия тестов и, соответственно, ответов, возможностей формализации и цифровой презентации оценок эффективности учения.

Исходной формой теста для первого уровня усвоения является тест на опознание ранее усвоенной информации. На основе данного типа тестов "конструируются многие Другие варианты тестов на деятельность по многократному опознанию, в которых не меняется способ деятельности , но увеличивается число существенных операций в одном тесте. Примерами таких тестов могут быть тесты на различение или классификацию".

Второй уровень усвоения тестируется с помощью конструктивных тестов. Примером такого теста, по мнению В. Беспалько, может выступать такой тест: "Что такое дидактические принципы?" Эталон ответа: "дидактические принципы - это исходные положения теории обучения".

Производными тестами второго уровня являются тесты подстановки и типовые задачи.

Тестами третьего уровня могут быть логические и численные задачи из реальной действительности. Тесты этого уровня требуют от испытуемого выполнения ранее изученных приемов, но в новых условиях, когда усвоенные алгоритмы необходимо каждый раз несколько трансформировать в зависимости от конкретных условий.

Наконец, тесты четвертого уровня - это тесты-проблемы, "которые, в отличие от тестов-задач 2 и 3 уровней, не содержат ни четко поставленных исходных условий, ни имплицитно возможный результат".

Не полемизируя здесь с автором, отметим, что на наш взгляд, это не самая удачная классификация тестов. Вызывает недоумение следующее высказывание автора: "Представляется, что для общего образования можно ограничиться уровнями а1 и а2, для среднего специального - не выше а2 и реже аЗ, наконец, при подготовке научного работника - аЗ и а4". А как же быть с творчеством учащегося? Личностно-ориентированное обучение не может не принимать в расчет рост личного творческого потенциала ученика.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи
Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи: Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, воп ...

Монолог
Даже независимо от вопроса о происхождении, настоящим наблюдением установлено, что слово для ребенка на самом деле значительно ближе к действию и движению, чем для нас. Отсюда два важных для понимания речи ребенка, и в особенности монолога, следствия: 1) Ребенок, действуя, должен говорить, даже ког ...

Психология усвоения чтения
По существу, усвоение чтения с психологической точки зрения можно представить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это овладение навыком, техникой чтения. В широком смысле – это формирование деятельности чтения как коммуникативно-речевого процесса, включая возникновение специфической читател ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru