Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 10

5.Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь: «Может быть, тебе не нравится цвет твоего шлема?»

6.Выскажите убеждение, что ваш ребенок примет верное решение.

Передача ответственности. Этот способ взаимодействия основывается на том, чтобы дать возможность ребенку самому принимать решения в тех ситуациях, когда он способен нести ответственность за результат.

Позвольте ребенку принимать и ошибочные решения, тогда он будет учиться учитывать их последствия. В противном случае он

может сосредоточиться на борьбе за свои права принимать решения. Следует помнить, что ребенок, с одной стороны, стремится к свободе, с другой — боится ее.

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу за те дела вашего ребенка, за которые он в состоянии сам нести ответственность: когда выполнять уроки; с кем дружить; какую выбрать тему сочинения; что надеть в гости.

Полезно составить перечень ситуаций, в которых вы готовы снять с себя ответственность за последствия и передать ее ребенку. Список этот должен периодически обновляться. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть. Здесь очень важно для родителя оставаться последовательным, несмотря на свою тревогу и гиперответственность. Передача ответственности не означает права ребенка на произвол. Свобода ребенка принимать решения может быть ограничена, когда речь идет о ситуациях, которые могут привести к потере жизни, здоровья, нести в себе разрушение для окружающих. Поэтому наряду с тем, чтобы учиться давать ребенку свободу, мы должны и уметь говорить «нет».

Договор. Данный прием основывается на взаимовыгодном соглашении. Заключая соглашение, важно учитывать интересы двух сторон. Ограничения должны быть предусмотрены также для двух сторон. Например: «Я не буду отправлять тебя спать вечером, если утром ты будешь вставать в 7 утра и успевать до школы погулять с собакой». Данный прием будет действовать только в том случае, когда обе стороны добровольно берут на себя те или иные обязательства. Преимущества данного приема в том, что ребенку отводится роль равного участника воспитательного процесса.

Третейский суд. Строится на признании сложности ситуации и обращении за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу. Мнение данного лица должно безоговорочно признаваться каждой стороной. Так дети в ссоре часто обращаются к взрослым. В отношениях между воспитателем и учеником функцию третейского судьи может выполнить и другой педагог, и случайный прохожий, и учебная группа. Например: «Давай спросим ребят, нравится ли им то, что ты каждый день опаздываешь на урок на 10 минут». От воспитателя зависит, правильно ли будет выбран третейский судья. Применяя данный прием, воспитатель должен быть готов принять мнение посредника даже в том случае, если это мнение будет расходиться с его собственной оценкой ситуации.

Естественные последствия. Этот прием дает ребенку возможность самому «вкусить» последствия своего поступка. Сломал — почини, загрязнил — постирай, потерял — обходись без нужной вещи и т.д. В этом случае устраняется наказание со стороны воспитателя за содеянное. Наказывает за разрушительное поведение сама ситуация. Ребенок довольно легко понимает справедливость последствий, которые он сам должен устранять. Прием эффективен, но следует помнить, что ребенок не имеет меры в самом себе, и опыт, который он приобретет, может потребовать от него серьезных лишений.

Манипулятивные приемы воспитания:

Манипуляция основывается на скрытом для партнера по общению побуждении к совершению им какого-либо действия, когда партнеру по общению прямо не сообщается, чего от него хотят, и желаемое действие достигается через скрытые рычаги управления: задевается гордость, авансируются достоинства, используются разного рода психологические поглаживания. Все это в конечном счете ослабляет критическое восприятие каких-либо требований и просьб, и желаемое действие выполняется легко.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Похожие статьи:

Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Диагностика представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах
При изучении представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшег ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru