Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 7

Профессиональное владение методикой педагогического взаимодействия складывается из следующих основных элементов:

умения вдумчиво проводить анализ жизни и поступков детей, их воспитательных результатов; анализ педагогических ситуаций;

знания основных методов педагогического взаимодействия, их видов и форм, а также условий их эффективного применения;

владения набором специальных знаний и навыков практического использования приемов взаимодействия, то есть педагогической техникой.

Для успешного применения методов и приемов педагогического взаимодействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации.

Особое значение для педагога приобретает правильный выбор метода, его вида и формы в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Всякое формальное копирование методов и приемов обречено на провал.

Мастеру-педагогу кроме владения методами педагогического взаимодействия необходим навык быстрого ориентирования в сложившейся ситуации, чтобы найти для данных условий единственный по своей эффективности прием.

Метод взрыва следует отнести к методам стимулирования. Этот метод был разработан А. С. Макаренко. Под взрывом он понимал «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания чело века, все его стремления». Как метод взрыва осуществлялся на практике? Временный отряд в течение 2 — 3 часов собирал беспризорников по все укромным уголкам вокзала. Затем в одной из комнат вокзала проходил короткий митинг. К беспризорникам обращались с просьбой помочь в строительстве завода. Беспризорникам была предоставлена полная свобода выбора, никого не принуждали ехать в коммуну, но предлагали переночевать на вокзале. А на другой день в 12 часов к зданию вокзала подходил отряд колонистов. Растерянных беспризорников встречали со знаменем, оркестром из 60 белых труб, в парадной форме под салютом. Они еще не успевали отойти от первого потрясения, а уже шествовали в середине колонны. В коммуне их переодевали. Следующим потрясением было торжественное сожжение старой одежды. И с этого момента воспитанники были психологически готовы к восприятию новой жизни.

Применение методов поддается предварительному планированию лишь тогда, когда педагогу предстоит разрешить создавшуюся проблему, ответить на вопрос: «Что делать дальше?». Но чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс — это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация — это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, и от его позиции, и от профессионального владения всем спектром методов и приемов, а также алгоритмом решения педагогических задач. Методы тесно связаны с методическими приемами.

Алгоритм анализа педагогической ситуации

1. Характеристика педагогической системы.

Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие. Дайте оценку уровня развития педагогической системы.

Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

2. Выявление объектов и субъектов воспитания.Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).

Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие статьи:

Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...

Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru