Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 6

Известны следующие виды обращений к воспитаннику: а) совет, б) выражение доверия, в) просьба, г) намек, д) одобрение, е) порицание, ж) предъявление условия, з) угроза, и) приказ.

Поощрение — способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды.

Человеку вне зависимости от возраста для психологического комфорта совершенно необходимо получать одобрение извне. Формы поощрения могут быть самыми разными: грамота, денежная премия, устная благодарность. Поощрять необходимо за действительные успехи, с тем чтобы не обесценить ситуацию поощрения. Но педагог должен создавать ситуации успеха, поскольку далеко не каждый ребенок способен самостоятельно выйти на тот уровень, который позволяет его поощрить. Поощряя ребенка, мы должны воспитывать стремление к самосовершенствованию, а не ожидание поощрения.

Наказание — ограничение произвола личности, мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок.

Наказание — это, по сути, ограничения произвола личности. Смысл наказания в том, чтобы внести корректировку в поведение человека, добиться выполнения определенных требований. А. С. Макаренко писал: «Я лично убежден, что наказание не такое большое благо. Но я убежден в следующем: там, где нужно наказывать, там педагог не имеет права не наказывать». А.С.Макаренко считал, что наказание должно быть индивидуальным, приспособленным к отдельной личности. Очень осторожно нужно относиться к праву наказывать. Я не представляю себе здорового коллектива, говорил он, где могут иметь право наказывать 10 человек. В коллективе должны быть определены правовые механизмы наказания, ребенок должен быть защищен от произвола личности воспитателя.

Наказание имеет смысл тогда, когда человек осознает справедливость наказания и переживает случившееся. Целью наказания не должно быть причинение страдания. Наказание должно сопровождаться переживанием факта совершения ошибки. Оно должно разрешить и уничтожить конфликт и не создавать новых конфликтов.

Общественное мнение — метод педагогического взаимодействия, который как бы вбирает в себя все остальные, так как привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций.

Общественное мнение есть и в плохо организованном коллективе, но в этом случае оно может иметь и отрицательную направленность, противостоять единым педагогическим требованиям, быть ложным.

Воспитательные функции общественного мнения находят свое отражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах.

Общественное мнение может проявляться при обсуждении и принятии решений органами управления коллектива, в действиях уполномоченных лиц, членов ученического коллектива, ответственных за различные участки работы в печатных органах коллектива и на школьном радио, в личных отношениях членов коллектива.

В общении друг с другом дети учатся подлинной принципиальности, критичности и самокритичной оценке своего поведения и поведения своих товарищей. Атмосфера чуткого, доброжелательного и в то же время требовательного, по-товарищески взыскательного отношения воспитанников друг к другу не создается специальными приемами, а формируется благодаря постоянному ненавязчивому участию педагогов во всех делах коллектива, реальной демократии школьного самоуправления. Эффективность общественного мнения обеспечивается направлением общественного мнения на решение наиболее актуальных и значимых в воспитательном отношении задач и расширением масштабов действия общественного мнения как по числу учащихся, на которых оно действенно влияет, так и по широте охватываемых вопросов. Чем беднее, однообразнее деятельность школьного коллектива, тем уже круг интересов детей, следовательно, тем более односторонне формируется общественное мнение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации
Проблемы диагностики качества развитости учащихся В педагогике сложилась определенная практика диагностики развитости учащихся, основанная на выделении ее параметров в двух относительно независимых сферах: когнитивной и собственно личностной, куда относятся мотивация, ценности, особенности эмоциона ...

Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся
В процессе формирования творческих способностей нередко возникает явление психологической инерции действия. Инерция действия является как бы крайним воплощением приёма переноса готового решения в новые условия и приводит учащихся к затруднениям, иногда к невозможности разрешения проблемы в целом. Ф ...

Конспект сюжетно-ролевой игры по теме «Город мастеров»
Программное содержание: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли. Закреплять ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активност ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru