Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 2

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля.

Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг — отбор способов, с помощью которых можно их достичь. От педагога требуется профессиональное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, необходимых для решения педагогических задач.

Методы приемы и средство воспитание:

Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Метод — в самом общем значении — это способ достижения цели. Основная функция метода — организация и регуляция деятельности.

Воспитатель и воспитанник являются субъектами взаимодействия. Это означает, что каждый из них в ситуации общения и деятельности способен проявлять деятельную активность. Но воспитатель и воспитанник — это не вполне равные субъекты воспитательного взаимодействия. Неравенство воспитателя и воспитанника — это неравенство ответственности за развитие педагогической ситуации. Педагог в силу своей социальной роли должен стремиться к достижению конкретных целей. Метод воспитания — это способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания.

В настоящий момент существуют различные классификации методов воспитания. Остановимся на традиционной классификации, представленной в учебнике Т.А.Ильиной. Т.А.Ильина опиралась на итоги дискуссии по поводу классификации методов воспитания, которая развернулась на страницах журнала «Советская педагогика» в 1970—1972 гг. Обобщенный результат дискуссии получил следующую форму.

Первая группа — методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа, пример и др. В основе этих методов — опора на сознание и чувства.

Вторая группа — методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение и др.

Третья группа — методы стимулирования: поощрение, наказание и др.

Рассмотрим отдельные методы воспитания:

Методы убеждения.

Сознание развивается у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими людьми, т.е. необходимо Сознание. Организация работы с информацией подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий и апробацию полученных результатов в практической деятельности. Метод убеждения — это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах:

Внушение — метод воспитания, который опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Теоретические основы процесса воспитания
Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование». Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означа ...

Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума
Ведущей идеей педагогической теории и практики образования на современном этапе является личностно ориентированное образование (В.В. Сериков, К. Роджерс, И.А. Зимняя, Е.Н. Богданов, М.С. Красин, И.П. Краснощеченко, Е.Я. Дядиченко, Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, И.М. Агибова и др.). Для р ...

Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru