Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 11

Скрытая инструкция. В случае если ребенок не может или не хочет найти верное решение, а прямое указание будет воспринято им неодобрительно, данный прием помогает снять внутренний конфликт и направить активность ребенка на поиск продуктивных вариантов решения. Скрытая инструкция — это завуалированная помощь ребенку. Педагог не углубляется в убеждения и разъяснения необходимости выполнения того или иного действия, а ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант позитивной инструментовки дальнейшего поведения, оставляя окончательный выбор поведения за ребенком.

Оправдание поведения. Суть этого приема заключается в том, что педагог, оправдывая поведение ребенка, дает негативную оценку демонстрируемому на данный момент поведению. Оправдание поведения складывается из факта признания того или иного действия нежелательным, объяснение нежелательного действия извинительной причиной и твердой уверенностью, что ребенок на самом деле лучше, чем он себя проявил в данной ситуации. Ребенок видит отсутствие у педагога стремления обвинить и наказать, и это лишает его необходимости защищаться. Оправдание поведения за ребенка дает тому возможность посмотреть на ситуацию со стороны и уже самому объективно оценить собственное поведение в этой ситуации. Наиболее вероятный выход — это позитивная инструментовка поведения.

Учительница пожаловалась А. С. Макаренко на Марусю, которая во время занятия ругала ее плохими словами. На что А. С. Макаренко попросил опытного педагога потерпеть эти оскорбления и ругань, потому что Маруся не может пока разговаривать с людьми нормальным языком. Разговор происходил в присутствии Маруси, и этого оказалось достаточным для того, чтобы прекратились грубые высказывания в адрес учительницы.

Психологическое поглаживание. Оно дает человеку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия. Психологическое поглаживание может выглядеть так: «Я рада вас видеть»; «У тебя прекрасно получилось». Вот пример конкретной ситуации из книги Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!». На уроке ученик решил сложную задачу. Учитель в знак особого уважения и признательности жмет ребенку руку и говорит: «Спасибо тебе, Саша, что ты думал». Психологическое поглаживание должно сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой.

Парадокс. Данный прием основан на мысленном доведении сложившейся ситуации до парадокса. Парадокс можно использовать и в оценке поведения, и в поиске вариантов разрешения ситуации. Например, сын не прибрал квартиру. Вместо: «Как ты мог?!» можно сказать: «Молодец, зато хорошо отдохнул». Обидел друга. Вместо: «Ты не прав!» можно сказать: «Замечательно, теперь он не будет путаться у тебя под ногами». В ситуации, когда никто не хочет выгуливать собаку, можно предложить вариант: «А пусть она гадит дома». Очевидная абсурдность оценок воспитателя вызывает, как правило, обратное действие у ребенка.

Лишение дружеского расположения (любви, ласки). Дети, как правило, дорожат хорошими отношениями с родителями (воспитателями) и испытывают потребность в ласке. Если воспитательный процесс осуществляется в атмосфере любви и ласки, то дети остро чувствуют, когда по какой-то причине лишаются такого расположения: мама не погладила перед сном, как обычно, а сухо сказала «Доброй ночи»; учительница обычно начинала урок словами: «Здравствуйте, а рада вас видеть» и рассказывала какую-то интересную историю, в этот раз в начале урока просто объявила тему и за весь урок ни разу не улыбнулась. Детям непременно хочется вернуть доброе дружеское расположение. Грамотный воспитатель должен четко дать ребенку понять, чем он недоволен, чтобы у детей была возможность движения навстречу. Важно осознавать, что применяя этот прием, воспитатель вызывает у ребенка неприятные переживания, может быть, даже боль; но важно быть последовательным и не останавливаться на том, чтобы просто «посердиться» и оставить все как есть, а добиваться продуктивного разрешения ситуации. Нет смысла применять этот прием в целях манипуляции, со временем ребенок разберется, и воспитатель сам потеряет расположение ребенка.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...

Анализ и коррекция причин эмоционально личностной дезадаптации школьника
Как это хорошо известно из детской психологии, любое нормальное развитие ребенка не обходится без определенных кризисов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.). В период кризисов ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет н ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru