Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 13

Замена нежелательного действия. Очевидно, что ребенок время от времени осуществляет действия, которые становятся по какой-либо причине нежелательными для окружающих (шумят, пачкают одежду, некрасиво выражаются). Это происходит не обязательно потому, что ребенок стремится к разрушению, чаще всего он просто не может найти достойный вариант замены. Бесконечные запреты непродуктивны для развития воспитательных отношений. Педагогически более целесообразно предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям. Например, вместе с вами порисовать новым фломастером на большом листе, вместо того чтобы черкать на стенах.

Отрицательное подкрепление. Оно происходит во время совершения нежелательного действия. Строгий взгляд учителя, выразительная пауза, фраза, свидетельствующая о недовольстве окружающих, — формы проявления отрицательного подкрепления.

Представим такую ситуацию: ребенок опоздал на урок, заходит в класс, и все ребята дружно выдыхают: «Как ты мог?» Это оставляет гораздо более сильное впечатление, чем, к примеру, беседа после уроков с целью выяснения причин опоздания. Отрицательное подкрепление дает более сильный эмоциональный опыт потому, что совершается во время нежелательного действия.

Тайм-аут (пауза). Часто бывает так, что в данный момент ребенок не готов воспринять те требования, которые ему предъявляются, не может оценить адекватно свои действия. Педагог, осознавая справедливость своих требований, может «стучать в закрытую дверь», а может и дать ребенку время осознать самому свое поведение. В данном случае подойдет, например, такая фраза: «Мы с тобой поговорим об этом завтра». Тем самым педагог четко выражает свое негативное отношение к поведению ребенка, дает понять, что он не намерен сдавать свои позиции, но при этом он не желает конфликта, рассчитывает на мирное разрешение ситуации. Иногда самому педагогу нужно время, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, что позволит провести с ребенком продуктивный разговор.

Мы привели только некоторые из тех приемов, которые сложились в процессе педагогической практики. Процесс педагогического творчества на почве создания педагогических приемов открыт.

Сами по себе методы и приемы воспитания не могут быть оценены как негативные и позитивные. Методы и приемы — это только инструмент, которым пользуется педагог. Необходимость применения различных приемов вызвана сложностью и противоречивостью самого процесса воспитания. Воспитание предполагает наличие двух сторон: воспитателя и воспитуемого. Педагогические цели, которые преследует воспитатель, не всегда совпадают с сиюминутными желаниями и интересами ребенка, и искусство педагога заключается в умении ориентироваться в этой ситуации. От его внимательного анализа педагогической ситуации, знания и понимания ребенка, от педагогической техники зависит успешность применения тех или иных методов.

Очень многое зависит от личности воспитателя, ибо никакие рецепты не помогут, если ему свойственны серьезные недостатки. Нужно быть серьезным, простым и искренним, и тогда воспитание будет «чрезвычайно легким» делом.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т. п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Предупреждение графических ошибок
При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное ...

Социально-педагогическая профилактика наркомании
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, н ...

Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему недоразвитию. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru