Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 9

Применяя активное слушание, мы не оставляем ребенка наедине с его переживаниями, а помогаем ему выработать правильное отношение к сложившейся ситуации. При этом не даются советы, не навязываются требования, а звучат фразы, в которых содержится искреннее стремление воспитателя понять, что происходит с ребенком. Используя активное слушание, Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает соблюдать ряд правил.

1.Повернитесь к ребенку лицом. Важно, чтобы ваши глаза и глаза ребенка находились на одном уровне.

2.Покажите, что вы настроены на эмоциональную волну ребенка. При этом не обязательно задавать вопросы типа: «Что случилось?» Реплики могут звучать так: «Я вижу, что ты расстроен .»

3.Держите паузу. Дайте возможность ребенку разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом и хотите ему помочь.

4.Озвучьте чувство ребенка. Допустимо повторение того, как вы поняли проблему ребенка. Например: «Ты огорчен тем, что поссорился с Петей?»

Использование этого приема дает явные преимущества. Желание воспитателя разделить с ребенком его горе или радость удваивает радость и смягчает горестные переживания. Воспитатель намного больше узнает ребенка. Ребенок не зацикливается на эмоциях, и сам начинает продвигаться в сторону решения своей проблемы. Но мы должны помнить, что не стоит навязывать ребенку свою помощь, если он об этом не просит. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!» Не стоит присваивать себе все эмоциональные проблемы ребенка, иногда он должен сам найти выход из сложившейся ситуации.

«Я-сообщение». Основывается на том, что вы говорите о своих чувствах от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о поведении ребенка. По сути дела мы заменяем привычное «Ты-сообщение», которое обычно звучит так: «Ты не прав, ты мне мешаешь, ты плохо учишься!», — на «Я-сообщение». И тогда наше обращение к ребенку приобретает несколько иную форму: «Я огорчена, я удивлена, мне трудно понять». Преимущества замены «Ты-сообщения» «Я-сообщением» заключаете том, что ребенок не ощущает себя обвиняемым и настраиваться на эмоциональную волну воспитателя. «Я-сообщение» позволяет установить более открытые и доверительные отношения. И самое главное, мы оставляем за детьми право без принуждения принять правильное решение.

Воспитателю важно помнить о своих правах и интересах. Счастливы, должны быть оба — и ребенок, и воспитатель. Воспитатель также имеет право на собственное одиночество, на личное время, на уважительное отношение и т.д.

Посылая «Я-сообщение», нужно быть до конца искренним и не пытаться навязать ребенку чувство вины. Например: «Я огорчена, потому что ты получила плохую отметку». В основе этого метода должно лежать доверие воспитателя к ребенку, уверенность в том, что он хороший и сам знает, как поступить правильно. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Если ребенок не готов понять ваши чувства, нужно искать другие методы.

Супруги Р. и Д.Байярд, авторы популярной книги «Ваш беспокойный подросток», предлагают следующий алгоритм «Я-сообщения», «Я-высказывания».

1.Ясно сформулируйте в одном предложении, о чем вы хотите сказать: «Я заметила, что ты ездишь без шлема на мотоцикле».

2.Скажите ребенку, что вы чувствуете по поводу этой ситуации: «Я обеспокоена . огорчена . удивлена».

3.Укажите на те последствия, которые вы видите: «Получишь увечье!»

4.Признайте вашу беспомощность и одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать вашему ребенку: «Я ничего не могу изменить, но я хотела бы, чтобы мой ребенок был здоровым».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Похожие статьи:

Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В данном параграфе описывается методика коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). В работе с данной категорией детей главными задачами являются: -совершенствование связной речи; -обогащение и уточнение словаря; -прак ...

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Краткая биографическая справка Я.А. Коменского
Этапы его жизни хорошо известны и документированы. При этом, однако, многие биографические подробности оказались утрачены для истории. Это в наши дни стало модно, описывая жизненный путь того или иного деятеля, уделять внимание детским шалостям, юношеским причудам, семейным перипетиям и даже кулина ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru