Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 8

Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.

Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Алгоритм решения педагогической задачи

1. Выдвижение гипотезы.

Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.

Прогнозирование их результативности.

Рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога. Выбор методов педагогического воздействия.Определение соответствующих методических приемов.Выбор организационных форм.

Подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

3. Детализация.

Продумывание оперативной структуры действий педагога.

4. Анализ предполагаемых результатов.

Характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

Наряду с методами в воспитательной практике широко используются приемы воспитания. Прием воспитания — это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи.

Прием — это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию «операция»).

Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т. п.) — методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Приемы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами. Например, беседа будет более продуктивной, если в процессе ее ведения дополнительно использовать прием активного слушания. Внушение в сочетании с приемами психологического поглаживания, ласковым обращением «Милый мой!» позволит ослабить внутреннее сопротивление воспитуемого. Наказание в сочетании с «Сообщением» будет выглядеть более убедительным. Методы стимулирования прекрасно дополняются такими приемами, как авансирование достоинств. Педагогические приемы воспитания можно разделить на диалогические, манипулятивные и императивные.

Диалогические приемы воспитания:

Эти приемы основываются на безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия. В их основе лежит диалог с ребенком. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому, — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Диалог с воспитанниками — уникальный инструмент педагогической поддержки формирующейся личности в те ключевые моменты, когда она испытывает затруднения в выборе жизненных приоритетов, идеалов, партнеров, образа поведения, в формулировании выводов для себя из собственного опыта. Остановимся на наиболее известных приемах воспитания.

Активное слушание. «Активно слушать ребенка — значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство»'.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Основной целью разработки программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в Алматинском Дворце школьников является повышение эффективности работы в данном внешкольном учреждении по развитию творческих способностей детей данной возрастной группы. Ставятся задачи: обуч ...

Коллективный монолог
Это наиболее социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить монолог перед другими и этим привлекать — или полагать, что привлекаешь, — их интерес к его собственному действию или к собственной мысл ...

Педагогическая оценка
В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогически эффективной считается та оценка, которая создает у ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru