Руководство воспитательным процессом в ОУ

Страница 12

Разрешение запрещенного. Опутанный большим количеством правил, ребенок ощущает себя под постоянным контролем. Удержаться в системе запретов очень тяжело, поэтому, даже если воспитатель последователен в своих воспитательных требованиях, иногда (если этого требует ситуация) можно разрешить то, что находилось под запретом: съесть всю коробку конфет, не спать всю ночь, выкурить сигарету, нанести на лицо хоть килограмм косметики и т.д. Такой прием действует как шоковая терапия, поэтому от педагога требуется обостренное чувство меры, достаточная интуиция, чтобы разрешение запрещенного не выработало новую норму. Смысл данного метода заключается в том, чтобы попробовав запрещенное, ребенок сам сознательно отказался от него.

Великодушное прощение. Способ видимого смирения с ситуацией, в которой партнер по общению пока не может вести себя иначе. В данном случае возможно использование следующей парадигмы: «Если для вас это нормально .»; «Если вы не можете иначе .» Используя такую инструментовку, педагог не опускается до культурного уровня воспитанника, а поднимает ему планку, обозначая четко, к чему должен человек стремиться, чтобы общение с ним было на равных.

Угашение. Мы часто ненароком подкрепляем нежелательное поведение, например, излишне эмоционально реагируем на хныканье ребенка. Угашение основывается на неподкреплении ни положительно, ни отрицательно нежелательного поведения. В каком случае это уместно? Это нормально, если пятилетний ребенок жалуется воспитателю на других детей, с возрастом это пройдет. Просто не стоит по поводу любой жалобы устраивать подробные разбирательства и тем более хвалить жалобщика за проявленную бдительность. В то же время в этом возрасте ребенок, как правило, действительно искренне переживает и ищет поддержки и защиты у старших, и если мы ему скажем, что он плохо поступил, пожаловавшись, то такое отрицательное подкрепление может вызвать недоверие и непонимание ребенка. Прием угашения особенно сильно действует, если ребенок получает достаточно много ласки. Тогда отсутствие положительного подкрепления будет действительно заметно.

Императивные приемы:

Есть ситуации, в которых ребенок может действовать разрушительно как для себя, так и для окружающих. В таких случаях отрицательное подкрепление просто необходимо, для того чтобы ограничить произвол ребенка. Императивные приемы основываются на безусловном и категоричном признании воспитателем необходимости выполнения со стороны воспитанника определенных действий. Эти действия воспитатель обозначает четко, и для их выполнения использует более или менее жесткие рычаги.

Разрыв контакта. Прерывая контакт, воспитатель четко и категорично излагает свое отношение к поведению ребенка. Ребенок признается ответственным за содеянное, и разрыв контакта является формой защиты педагога от произвола ребенка: «Раз ты так себя ведешь, нам больше не о чем разговаривать!»; «С этого момента я не слышу твои просьбы». Эта крайне жесткая форма оправданна, если более мягкие не действуют. Такой прием окажет свое действие, если воспитанник на самом деле стремится к общению и разрыв контакта будет им переживаться как значимое событие.

Подача сигнала. Данный прием основывается на том, что родитель или воспитатель не вмешивается в ситуацию, а с помощью понятных ребенку сигналов дает ему понять, что что-то идет не так, но он ожидает, что ребенок сам овладеет ситуацией (возьмет себя в руки, прекратит дерзить, вернет чужую вещь и т.д.). Об условных сигналах можно договориться с ребенком, если он сам хочет избавиться от какого-то недостатка. Можно самому педагогу выбрать сигнал для того, чтобы предупреждать нежелательные действия. Например, одна учительница успешно применяла во время урока игру в светофор. Когда «горел» зеленый свет, можно было ходить по классу, обмениваться репликами, когда «загорался» красный свет, в классе должна устанавливаться полная тишина.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Похожие статьи:

Особенности психического развития детей 7 - 11 лет
Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются: процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода; процессы торможения отличаются слабостью - отсюда их излишняя торопливость; возбуждение и торможение ха ...

Комплексные экскурсии
Учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные. На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках экологии (химии). На комплексных экскурсиях учащиес ...

Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога
Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС, многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности учителей-предметников. Опыт работы с ними на курсах повышения квалификации показывает, что осознать эти перемены практикующему школьному педагогу не так про ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru