Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присуща только человеку. Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимое для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального и переферического. Для нормального осуществления речевой функции речевой аппарат должен быть полноценным. Повреждение в любом из этих отделов приводит к возникновению речевых расстройств, причем характер нарушения речи зависит от характера повреждения речевого аппарата. Однако речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Существует четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный.

1 этап- подготовительный (с момента рождения до 1 года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. В этом периоде основные доречевые вокализации: около 2-х месяцев появляется гуканье, 3 месяца- гуление, позже развернутое гуление из двух- трех звуков, 4-5 лепет.

2 этап- преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

В это время начинается этап становления активной речи, у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих.Речь ребенка связана непосредственно с конкретной наглядной ситуацией общения. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер, происходит значительное накопление словаря.

3 этап- дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных, реже- дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении этого периода у ребенка формируется фонематическое восприятие, продолжается увеличение словарного запаса, значения слов уточняются и обогащаются, растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству, идет развитие грамматического строя речи.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

С 5 до 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. На 7 году жизни детям уже доступны короткие рассуждения. Эти этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей, с позиции анатомии, физиологии, психологии, психолингвистики, имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной монологической речи в период дошкольного детства.

Похожие статьи:

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...

Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности
При оценке психологического неблагополучия младшего школьника используются различные психодиагностические методы. Проводится исследование эмоционального состояния ребенка, его особенностей взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, изучение личностных особенностей. Кроме того, проводится оценк ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru