Теоретические основы процесса воспитания

Страница 4

• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе — задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Педагог в рамках воспитательного процесса осуществляет воспитательную деятельность — целенаправленное преобразование всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. Воспитательная деятельность, несмотря на наличие механизмов контроля со стороны государства и общества, достаточно автономна. Автономия означает не устранение какого-либо социального влияния, а возможность творческого осмысления воспитателем сущности воспитательного процесса с учетом реальной педагогической ситуации. В любую эпоху существовали педагогические оазисы, подобные «Школе радости» В.А. Сухомлинского, благодаря тому, что педагоги не ограничивались ориентацией на социальный заказ, а творчески осмысливали свой опыт и смотрели в будущее.

Воспитание как социальное явление осуществляется в конкретных исторических условиях и сопровождается накоплением и осмыслением содержания, средств, форм и методов, которые опробуются в конкретной воспитательной практике.

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

1.Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой – с учетом тенденций общественного развития и требований, который предъявляет общество к образовательным учреждениям.

2.Содержательный компонент включает основные направления воспитания учащихся, реализуемых целостно. Содержания воспитания отражает его цель задачи и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса общественных ролей в различных сферах социальных отношений.

3.Оперативно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет работу по реализации задач воспитания на основе представленных целей. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

4.Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживания эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в воспитанности учащихся.

Существуют следующие модели воспитательного процесса:

1.Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. Обучение и воспитание в рамках социоцентрической модели воспитания рассматривается как трансляция опыта, что связано с поиском методов и способов эффективной передачи социально значимого опыта (знаний, умений, системы ценностей). Развитие личности направляется и контролируется в соответствии с определенной программой и сопровождается поиском средств стимулирования развивающей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Проведение профессиональной ориентации в системе образования
На сегодняшний день, профессиональная консультация является не только элементом системы профессиональной ориентации, но и элементом психологической помощи. Профессиональная психологическая консультация поводится в ситуациях, когда человеку сложно принять решение в силу определенных обстоятельств (л ...

Игровая деятельность как форма и метод обучения младших школьников
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразно ...

Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru