Теоретические основы процесса воспитания

Страница 4

• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе — задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Педагог в рамках воспитательного процесса осуществляет воспитательную деятельность — целенаправленное преобразование всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. Воспитательная деятельность, несмотря на наличие механизмов контроля со стороны государства и общества, достаточно автономна. Автономия означает не устранение какого-либо социального влияния, а возможность творческого осмысления воспитателем сущности воспитательного процесса с учетом реальной педагогической ситуации. В любую эпоху существовали педагогические оазисы, подобные «Школе радости» В.А. Сухомлинского, благодаря тому, что педагоги не ограничивались ориентацией на социальный заказ, а творчески осмысливали свой опыт и смотрели в будущее.

Воспитание как социальное явление осуществляется в конкретных исторических условиях и сопровождается накоплением и осмыслением содержания, средств, форм и методов, которые опробуются в конкретной воспитательной практике.

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

1.Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой – с учетом тенденций общественного развития и требований, который предъявляет общество к образовательным учреждениям.

2.Содержательный компонент включает основные направления воспитания учащихся, реализуемых целостно. Содержания воспитания отражает его цель задачи и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса общественных ролей в различных сферах социальных отношений.

3.Оперативно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет работу по реализации задач воспитания на основе представленных целей. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

4.Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживания эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в воспитанности учащихся.

Существуют следующие модели воспитательного процесса:

1.Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. Обучение и воспитание в рамках социоцентрической модели воспитания рассматривается как трансляция опыта, что связано с поиском методов и способов эффективной передачи социально значимого опыта (знаний, умений, системы ценностей). Развитие личности направляется и контролируется в соответствии с определенной программой и сопровождается поиском средств стимулирования развивающей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru