Теоретические основы процесса воспитания

Страница 5

В нашей стране социоцентрическая модель воспитания сложилась в период развития советской педагогики. Наиболее ярким ее выразителем является классик советской педагогики, создатель теории коллектива А. С. Макаренко. В модели воспитания, которая создавалась в трудовой колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского, цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в коллективном труде быть полезным обществу. Такой человек был наиболее востребован на том этапе развития советского общества.

Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, имеют следующие отличительные особенности:

- наличие внешне задаваемой цели;

- наличие модели формирования личности;

- единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;

- общность идеологии;

- наличие передаваемых технологий.

Все эти особенности являются, с одной стороны, безусловным плюсом, а с другой - содержат определенную опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрической модели крайне важно создать условия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.

2.Натуроцентрическая модель воспитания ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его места во взрослой жизни.

Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребенок рождается с определенным набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребенка. Поэтому в воспитании основной упор делается на поиск наиболее оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, - до наивысшего для конкретной личности уровня.

Исходя из натуроцентрической модели, невозможно использовать единую стратегию применительно к разным детям. Поэтому необходимо выделять типологические группы детей и для этих групп разрабатывать специфические способы воспитания. В отечественной школе натуроцентрические идеи получили развитие в популярном в период советской власти направлении педагогики — педологии. В рамках педологии разрабатывалась система тестирования, которая позволяла определять уровень развития ребенка и подбирать соответствующую этому уровню систему обучения и воспитания. Такой подход был признан не соответствующим официальной идеологии, и педология прекратила свое развитие. Тем не менее идеи дифференциации учеников в зависимости от способностей становятся все более популярными.

Теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, имеют следующие характерные черты:

- определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;

- педагогическая помощь в развитии природных задатков;

- вариативность, отказ от единой стратегии воспитания;

- дифференциация учащихся (по различным основаниям);

- типологизация, содержание воспитательной деятельности;

- отсутствие унификации методов и технологий.

При построении системы воспитания на основе натуроцентрической модели важно избегать позиции неравенства детей, которая может иметь далеко идущие последствия.

3.Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимости каждого ребенка. Учитель из транслятора знаний, твердо знающего, в каком направлении лучше развивать ребенка, превращается в партнера, сотрудника в его личностном развитии. Основные методы в рамках данной модели — совместный поиск истины, диалог, свободная творческая деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Решение игр графическим методом
Графический метод применим к играм, в которых хотя бы один игрок имеет только две стратегии. Первый случай. Рассмотрим игру (2 ´ 2) с матрицей без седловой точки. Решением игры являются смешанные стратегии игроков (x1, x2) и (y1, y2), где x1 - вероятность применения первым игроком первой стра ...

Разработка уроков по «Технологии». Личностно-ориентированный подход и его реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса
В процессе изложения материала учитель спрашивает каждого из ребят, например - а твое мнение, Маша, как ты думаешь? Тем самым реализуется гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, где каждый ребенок выступает в роли отдельной личности с наборов собственных приоритетов и мнений. После основной ч ...

Методика развития скоростных способностей у младших школьников
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru