Теоретические основы процесса воспитания

Страница 6

Ярким представителем антропоцентрической модели является Р. Штейнер, который утверждал, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой неисторическое, вневременное явление единства духа, души и тела. Поэтому воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты, а должно быть направлено на развитие индивидуальности. Роль педагога — это роль помощника в раскрытии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда.

Развитие антропоцентрических идей в рамках гуманистической психологии и педагогики выражается в нацеленности всей системы воспитания на самовыражение, самораскрытие уникального Я, самореализацию личности.

Антропоцентрическую модель воспитания разрабатывал в яснополянской школе Л. Н.Толстой. Он пытался создать атмосферу свободного творчества, где педагог и ученики становились партнерами в совместной творческой деятельности.

Отличительные черты теорий в русле социоцентрической модели воспитания:

- индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;

- проектирование условий, а не личностного развития;

- свобода творчества;

- нацеленность на самореализацию, саморазвитие; -диалог воспитателя с воспитанником;

- создание естественной развивающей среды.

Отсутствие заранее проектируемых программ осложняет приближение в системе воспитания к какому-либо социально значимому стандарту.

4.Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Божественный аспект, сложившийся в Средние века, трактует воспитание как подготовку к загробной жизни. Цель воспитания связана со служением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Цель воспитания в рамках этой модели — человек, верующий в Бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии.

Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла развитие в идеях космистов (В. И. Вернадский, П.П.Флоренский). Космисты утверждали, что человек неразрывно связан с биосферой, с окружающей его материально-энергетической средой и вне ее существовать не может. Космисты, в отличие от теологов, отводили человеку активную роль. Они убедительно доказывали, что человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются широкие творческие возможности. Лик планеты - биосфера - меняется человеком сознательно и главным образом - бессознательно. Следовательно, человек должен нести ответственность за свои мысли и действия.

Отличительные особенности теорий, разрабатываемых в русле теоцентрической модели воспитания:

-связь человека с высшими силами (Бог, космос);

- примат духовного над телесным;

- направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;

- использование специфических символов, ритуалов, обрядов;

- ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Тенденции и инновации в сфере высшего образования в Украине и зарубежье
Система высшего образования начала формироваться около двух тысяч лет назад. Образование и культура всегда являлись важными аспектами для любого общества. Каждое новое поколение становится важной частью общества благодаря образованию, и огромное влияние на каждого человека, как на личность, имеет к ...

Определение понятия текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студента - одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра по итогам выполнения студентами лабораторных и практических занятий, курсовых проектов и работ, участия в семинарах, тестировании, выполнен ...

Воспитание и обучение детей в России до 19 в
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах. Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, в ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru