Теоретические основы процесса воспитания

Страница 3

Воспитательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, системообразующим фактором который является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация. Воспитатель и воспитанник как субъекты воспитательного процесса равны в плане проявления своей активности, индивидуальности, но в условиях воспитательного процесса они находятся в ситуации неравной ответственности: воспитатель в силу своей социальной роли несет главную ответственность, как за организацию воспитательного процесса, так и за результат воспитания.

Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает, прежде всего, как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитательный» считаются близкими по значению, часто употребляется термин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Как отмечает Е.В.Бондаревская, в теории воспитания это требование выражается через личностно-ориентированный подход, при котором воспитанник признается полноправным партнером в условиях взаимодействия-сотрудничества. Этот подход позволяет реализовать идеи гуманистической педагогики при организации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.

Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики — сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их, как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

• безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

• осознание и признание права личности быть не похожей на других;

• предоставление права на свободный выбор;

• оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...

Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все ...

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма вы ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru