Физико-математическая школа Томского государственного университета

Страница 1

Цель создания ТФМШ – отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности.

Основными направлениями работы школы являлись и остаются на настоящем этапе развития школы:

- профильное углубленное обучение школьников 8-11-х классов;

- научно-исследовательская деятельность школьников;

- довузовская подготовка школьников 10-11-х классов;

- проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Основу занятий по программам профильных курсов составляют очные лекции и практические занятия преподавателей. Для закрепления материала и его проверки школьники выполняют контрольные и другие проверочные работы.

В учебном плане школы различают курсы профильного обучения – физика, математика, информатика.

Программа по физике с углубленным изучением предмета включает в себя все вопросы основного курса физики и наиболее важные вопросы программы факультативных курсов физики повышенного уровня 8 – 11 классов.

Обучение в классах с углубленным изучением физики имеет две ступени: 8 – 9 и 10 – 11 классы.

Главная цель первой ступени – углубление содержания основного курса и усиление его прикладной направленности. На второй ступени предусматривается углубление и некоторое расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом технико-технологических приложений изученных теорий, решение большого числа задач повышенной трудности и выполнение заданий для самостоятельного применения полученных знаний.

Содержание программы класса с углубленным изучением физики в основном совпадает с программой основного курса, дополненного вопросами программы факультативного курса, структура изучения ряда разделов физики существенно отличается:

- в курсе 9 класса сохранен самостоятельный раздел «Статика», имеющий большое политехническое значение;

- в курсе 10 класса законы термодинамики изучаются на основе статистических представлений, вводится понятие о статистическом смысле второго закона термодинамики;

- в курсе 11 класса реализован единый подход при изучении колебательных и волновых процессов; геометрическая оптика изучается как частный случай волновой оптики; в разделе «Квантовая физика» выделены четыре темы: световые кванты, физика атома, физика атомного ядра, элементарные частицы.

Курс физики для классов с углубленным ее изучением включает все фундаментальные физические теории:

- при изучении классической механики большое внимание уделяется принципу относительности Галилея и его развитию в работах А. Эйнштейна, материал структурируется на основе решения прямой и обратной задач механики, использования всех трёх законов сохранения в механике: импульса, момента импульса и энергии;

- при изучении молекулярной физики учащиеся получают представления о различии между динамическими и статистическими закономерностями, понятиях вероятности события и вероятности состояния, о флуктуации, распределении как способе задания состояния системы, знакомятся с распределениями Максвелла и Больцмана. Статистический подход является существенным и при изучении тепловых явлений и свойств вещества;

- при изучении электродинамики ядром становятся качественные формулировки уравнения Максвелла-Лоренца, рассматривается относительность электрического и магнитного полей;

- при изучении квантовой теории особое внимание обращается на экспериментальное доказательство существования фотонов: фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте, рассматриваются идеи квантования, корпускулярно-волновой дуализм, сущность соотношения неопределённости.

В классах с углублённым изучением физики усилено внимание к рассмотрению явлений природы и охране окружающей среды. При этом неизбежна интеграция знаний не только из различных разделов курса физики, но и из других наук о природе: астрономии, химии, биологии.

Программа с углублённым изучением физики предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся. Эта возможность обеспечена увеличением времени на изучение математики.

В физико-математической школе ТГУ количество уроков, отведенных на изучение физики, для 8-х классов составляет 2 урока в неделю, для 9-х – 3 урока и 10-х – 4 урока в неделю. Предусмотрено проведение контрольных работ: 10 – 11 классы раз в месяц, 8 – 9 классы – раз в два месяца. Общая оценка включает в себя работу на уроке, выполнение домашних заданий и оценку за контрольные работы.

Учебная программа по физике предусматривает проведение лабораторных работ и физического практикума с использованием материально-технической базы университета, экскурсий в «Музей истории физики» в целях поддержания интереса к изучаемому предмету. Однако реальное их проведение отсутствует. Ограниченными являются и формы проведения практических занятий, отсутствуют проектные задания, задания для проведения исследовательской деятельности, которые необходимы для развития аналитического мышления, формирования навыков работы с информацией, навыков организации проектной деятельности, предусматривающей самостоятельный поиск и обработку информации, получение результатов и их практическое применение. Отсутствие заданий такого рода не позволяет школьникам раскрыть и реализовать их творческий потенциал, интеллектуальные умения, личностные способности и качества.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Формирование навыков сложения и вычитания у учащихся в норме
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Проведение занятия с использованием системы текущего контроля успеваемости студентов
Профессия: техник. Специальность: 190631 Название дисциплины: информатика и ИКТ. Тема занятия: «Построение таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word 2010» Цель обучения: обеспечить усвоение студентами способа построения таблиц в Microsoft Word. Цель воспитания: - развить у учащихся интерес к пре ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru