Физико-математическая школа Томского государственного университета

Страница 1

Цель создания ТФМШ – отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности.

Основными направлениями работы школы являлись и остаются на настоящем этапе развития школы:

- профильное углубленное обучение школьников 8-11-х классов;

- научно-исследовательская деятельность школьников;

- довузовская подготовка школьников 10-11-х классов;

- проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Основу занятий по программам профильных курсов составляют очные лекции и практические занятия преподавателей. Для закрепления материала и его проверки школьники выполняют контрольные и другие проверочные работы.

В учебном плане школы различают курсы профильного обучения – физика, математика, информатика.

Программа по физике с углубленным изучением предмета включает в себя все вопросы основного курса физики и наиболее важные вопросы программы факультативных курсов физики повышенного уровня 8 – 11 классов.

Обучение в классах с углубленным изучением физики имеет две ступени: 8 – 9 и 10 – 11 классы.

Главная цель первой ступени – углубление содержания основного курса и усиление его прикладной направленности. На второй ступени предусматривается углубление и некоторое расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом технико-технологических приложений изученных теорий, решение большого числа задач повышенной трудности и выполнение заданий для самостоятельного применения полученных знаний.

Содержание программы класса с углубленным изучением физики в основном совпадает с программой основного курса, дополненного вопросами программы факультативного курса, структура изучения ряда разделов физики существенно отличается:

- в курсе 9 класса сохранен самостоятельный раздел «Статика», имеющий большое политехническое значение;

- в курсе 10 класса законы термодинамики изучаются на основе статистических представлений, вводится понятие о статистическом смысле второго закона термодинамики;

- в курсе 11 класса реализован единый подход при изучении колебательных и волновых процессов; геометрическая оптика изучается как частный случай волновой оптики; в разделе «Квантовая физика» выделены четыре темы: световые кванты, физика атома, физика атомного ядра, элементарные частицы.

Курс физики для классов с углубленным ее изучением включает все фундаментальные физические теории:

- при изучении классической механики большое внимание уделяется принципу относительности Галилея и его развитию в работах А. Эйнштейна, материал структурируется на основе решения прямой и обратной задач механики, использования всех трёх законов сохранения в механике: импульса, момента импульса и энергии;

- при изучении молекулярной физики учащиеся получают представления о различии между динамическими и статистическими закономерностями, понятиях вероятности события и вероятности состояния, о флуктуации, распределении как способе задания состояния системы, знакомятся с распределениями Максвелла и Больцмана. Статистический подход является существенным и при изучении тепловых явлений и свойств вещества;

- при изучении электродинамики ядром становятся качественные формулировки уравнения Максвелла-Лоренца, рассматривается относительность электрического и магнитного полей;

- при изучении квантовой теории особое внимание обращается на экспериментальное доказательство существования фотонов: фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте, рассматриваются идеи квантования, корпускулярно-волновой дуализм, сущность соотношения неопределённости.

В классах с углублённым изучением физики усилено внимание к рассмотрению явлений природы и охране окружающей среды. При этом неизбежна интеграция знаний не только из различных разделов курса физики, но и из других наук о природе: астрономии, химии, биологии.

Программа с углублённым изучением физики предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся. Эта возможность обеспечена увеличением времени на изучение математики.

В физико-математической школе ТГУ количество уроков, отведенных на изучение физики, для 8-х классов составляет 2 урока в неделю, для 9-х – 3 урока и 10-х – 4 урока в неделю. Предусмотрено проведение контрольных работ: 10 – 11 классы раз в месяц, 8 – 9 классы – раз в два месяца. Общая оценка включает в себя работу на уроке, выполнение домашних заданий и оценку за контрольные работы.

Учебная программа по физике предусматривает проведение лабораторных работ и физического практикума с использованием материально-технической базы университета, экскурсий в «Музей истории физики» в целях поддержания интереса к изучаемому предмету. Однако реальное их проведение отсутствует. Ограниченными являются и формы проведения практических занятий, отсутствуют проектные задания, задания для проведения исследовательской деятельности, которые необходимы для развития аналитического мышления, формирования навыков работы с информацией, навыков организации проектной деятельности, предусматривающей самостоятельный поиск и обработку информации, получение результатов и их практическое применение. Отсутствие заданий такого рода не позволяет школьникам раскрыть и реализовать их творческий потенциал, интеллектуальные умения, личностные способности и качества.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Медико – психолого – педагогичиские основы нарушений речевого развития детей
В логопедии как науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас ...

Проект музыкального уголка
Образные музыкальные «поющие» или танцующие игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки; Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творч ...

Специфические нарушения письма – дисграфии
На основании анализа существующих исследований, посвященных данному вопросу, и собственных наблюдений мы предлагаем следующее определение дисграфии. Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графикам (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru