Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование».
Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означает вскармливание, взращивание молодого поколения.
В педагогической литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя как садовника, который заботливо взращивает в своем воспитаннике семена добродетели. «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».
Воспитание — это прежде всего процесс (в пер. с лат. — продвижение) это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление, и развитие человека.
Воспитание — это целенаправленный процесс, который обусловлен потребностями данного общества и государства, это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самого человека. Значительную роль в воспитании играет личность воспитателя как носителя исторического опыта, социальных смыслов и ценностей.
Воспитание — это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника, в результате чего происходят изменения в личности, как воспитанника, так и воспитателя, и это неоднозначный процесс. Средства и методы воспитания в силу неповторимости и своеобразия каждой воспитательной ситуации далеко не всегда дают предполагаемый результат.
Воспитание — это процесс обмена информацией. Воспитание не может быть отделено от обучения и образования. Это единый процесс, в результате которого ребенка вводят в мир культуры, передают ему опыт и знания. Владение искусством передачи информации — одно из необходимых условий успешности воспитательной деятельности, и также это процесс длительный и непрерывный. Основы характера, направленности личности закладываются в детстве, но процесс формирования личности, ее совершенствование и самосовершенствование продолжаются на протяжении всего жизненного пути.
Воспитание — это процесс передачи социального опыта (в широком смысле); процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными общественными институтами (в узком смысле). Воспитание связано с духовным и физическим совершенствованием и самосовершенствованием личности в соответствии с потребностями общества и государства, интересами и возможностями самой личности.
Образование — это процесс и результат овладения социально-культурным опытом. Образование осуществляется в определенных образовательных учреждениях на основе отбора знаний, характеризующих образованность, и завершается выдачей документа, свидетельствующего об уровне образования. Образование осуществляется посредством обучения.
Обучение — деятельность педагога (преподавание) и учащихся (учение), направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, сопровождающаяся развитием способностей и обогащением духовного мира личности, что является необходимым условием ее успешного включения в социум. Образование и обучение тесным образом связаны с воспитанием, поскольку развитие социально значимых качеств, духовная зрелость личности являются одним из показателей успешности обучения и образования. В свою очередь, накопление знаний, умений и навыков тесно связано с формированием ценностного отношения к миру, людям, самому себе.
Похожие статьи:
Понятие "связная речь" в лингвистической литературе
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психологической и специальной литературе. Применительно ...
Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева
Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащ ...
Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...