Теоретические основы процесса воспитания

Страница 1

Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование».

Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означает вскармливание, взращивание молодого поколения.

В педагогической литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя как садовника, который заботливо взращивает в своем воспитаннике семена добродетели. «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».

Воспитание — это прежде всего процесс (в пер. с лат. — продвижение) это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление, и развитие человека.

Воспитание — это целенаправленный процесс, который обусловлен потребностями данного общества и государства, это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самого человека. Значительную роль в воспитании играет личность воспитателя как носителя исторического опыта, социальных смыслов и ценностей.

Воспитание — это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника, в результате чего происходят изменения в личности, как воспитанника, так и воспитателя, и это неоднозначный процесс. Средства и методы воспитания в силу неповторимости и своеобразия каждой воспитательной ситуации далеко не всегда дают предполагаемый результат.

Воспитание — это процесс обмена информацией. Воспитание не может быть отделено от обучения и образования. Это единый процесс, в результате которого ребенка вводят в мир культуры, передают ему опыт и знания. Владение искусством передачи информации — одно из необходимых условий успешности воспитательной деятельности, и также это процесс длительный и непрерывный. Основы характера, направленности личности закладываются в детстве, но процесс формирования личности, ее совершенствование и самосовершенствование продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Воспитание — это процесс передачи социального опыта (в широком смысле); процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными общественными институтами (в узком смысле). Воспитание связано с духовным и физическим совершенствованием и самосовершенствованием личности в соответствии с потребностями общества и государства, интересами и возможностями самой личности.

Образование — это процесс и результат овладения социально-культурным опытом. Образование осуществляется в определенных образовательных учреждениях на основе отбора знаний, характеризующих образованность, и завершается выдачей документа, свидетельствующего об уровне образования. Образование осуществляется посредством обучения.

Обучение — деятельность педагога (преподавание) и учащихся (учение), направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, сопровождающаяся развитием способностей и обогащением духовного мира личности, что является необходимым условием ее успешного включения в социум. Образование и обучение тесным образом связаны с воспитанием, поскольку развитие социально значимых качеств, духовная зрелость личности являются одним из показателей успешности обучения и образования. В свою очередь, накопление знаний, умений и навыков тесно связано с формированием ценностного отношения к миру, людям, самому себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...

Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся
Методов закрепления знаний очень много. Иногда достаточно, если сам учитель кратко повторит основные положения проработанного материала, выделяя главное, существенное. Главное в проверке знаний не столько то, чтобы проверить объем и качество усвоения материала, сколько в том, чтобы быть в курсе тог ...

Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru