Основы работы с текстом

По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель". Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.

При этом текст может быть описан с использованием четырех признаков: сложности, трудности, читабельности и функциональности.

Сложность текста - это отношение сложности объекта и компетентности составителя текста в вопросах, связанных с этим объектом.

Трудность текста выражается отношением вида текста и языковой компетентности составителя.

Читабельность выступает как отношение доступности текста и уровня читательской и профессиональной подготовленности.

В функциональности находит свое выражение отношение полноты текста, его содержания и реальных действий пользователя текста.

Эффекты трудности и читабельности относятся к проблеме взаимодействия человека с текстом. Эффекты сложности и функциональности связаны с проблемами взаимодействия составителя и пользователя с объектом управления.

Так, научным, научно-популярным и специальным текстам, по мнению исследователей, присущи следующие особенности:

тексты строятся по единым логическим правилам связности изложения, т.е. для продуктивных способов работы обучаемые должны выявить и изучить закономерности этих текстов;

тексты, как правило, обладают избыточностью информации, 75% которой не несут новых фактов и знаний;

при чтении любых текстов в мозгу происходит перекодировка, т.е. сообщение на языке собственных мыслей полученной информации.

Работа с текстами (учебными, научными, научно-популярными, инструктивными, художественными и т.д.) связана с тремя функциями: составление текста, контроль текста, исполнение предписания.

Текст имеет многоуровневое строение. В нем, по мнению ученых, могут выделяться целевой, предметный, семантический, логический, композиционный и языковой планы, или уровни.

Целевой план текста отражает характер его направленности и выражает замысел, цели и задачи отправителя и получателя текста.

Предметный план текста составляет система явлений и предметов, по поводу которых автор намерен нечто сообщить.

Семантический план текста раскрывает отношения (и их типы) между предметами.

Логический аспект текста раскрывает способ развертывания предметно-смыслового содержания.

Преобразование логических линейно-развернутых рассуждений в иерархическую структуру, их соподчинение по степени важности относительно цели высказывания образует композиционный план текста.

Знаковая форма описания предмета, соотносимого с целями высказывания, составляет языковой план текста.

Единство всех выделенных уровней, или планов, текста и представляет собой ту общую систему координат, на которую ориентируются автор и читатель, для того чтобы достигнуть взаимопонимания. Другими словами, понять текст - это значит воссоздать смысл содержания текста теми же способами, какими пользовался автор.

Любой текст независимо от предметного содержания языка, на котором он написан, должен иметь следующие семантические признаки: их строение и связи между ними, происхождение предмета и его применение (функцию), свойства предмета, посредством которых его функция реализуется, тип предмета и его производство.

Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль основа интеллектуальной культуры человека.

Похожие статьи:

Сущность педагогической технологии
Понятие "технология" прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки. В отечественной и зарубежной педагогике ведутся серьезные исследования по проблемам технологизации педагогической деятельности. За несколько десятилетий это понятие претерпело эволюцию, суть которой в последова ...

Методика использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в ...

Преподавание биологии в 9 классе
Учащиеся 9-х классов изучают биологию по учебнику: Биология: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений (С.В.Страшко, Л.Г.Горяная, В.Г.Билык, С.А.Игнатенко). Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как о ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru