Теоретические основы процесса воспитания

Страница 7

Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней, далеко не всегда зависящей от человека, могучей силе.

Воспитательная практика в отечественной школе долгое время развивалась в рамках социоцентрической модели воспитания. В Конституции СССР было записано, что в советском обществе законом жизни является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. Общая государственная установка выразилась в тезисе: личность воспитывается в коллективе, для коллектива и через коллектив.

Мировоззренческая философия определялась первичностью бытия и вторичностью сознания. Приоритет материального над идеальным делал несовместимыми с советской идеологией любые идеалистические идеи, в первую очередь религиозные.

Воспитательная деятельность отвечала общим направлениям, обозначенным в программных партийных документах, и была направлена на идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание. Значительное место в воспитательной деятельности образовательных учреждений уделялось воспитанию социальной активности молодого поколения, которая находила свой выход в деятельности массовых детской и молодежной организаций социально-политической направленности — пионерской и комсомольской.

За годы советской власти была отработана мощная система воспитания и образования: доступность образования, общность идеологии, единство образовательных программ, государственный контроль за процессом и результатом воспитательной и образовательной деятельности делали систему воспитания, по определению западных наблюдателей, «пугающе эффективной».

Закрытость советского общества, приверженность коммунистическим догматам и ряд других сдерживающих развитие общества факторов привели на рубеже XXI в. к смене социально-экономического пути развития российского общества, что повлекло за собой ряд серьезных проблем. Говоря словами А. И. Солженицына, российское общество «прошло через психологическое сотрясение, слом нравственных ориентиров, традиционного уклада представлений». В таком обществе при всей важности образования «еще острее и отчаянней высится задача его воспитания» (Там же). Современное общество должно пройти «через душевный фильтр», что требует обращения к проблеме духовности. Воспитание должно быть направлено на улучшение «природы и породы человечества».

в Национальной доктрине (2000 г.) обозначены проблемы современного общества и вытекающие из них задачи, которые должны быть решены в образовательных учреждениях. А именно:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002 — 2004 гг. современная стратегия воспитания обозначена Министерством образования РФ как модернизация российского образования, которая предполагает соответствие содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация была названа основным стратегическим воспитательным ориентиром.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. выделила воспитание в качестве приоритетной сферы образования. В этом документе подчеркивается, что современная государственная стратегия направлена на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих ответственностью за судьбу страны, способных к созидательной, творческой деятельности на благо отечества.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Основные положения теории гуманитаризации
Название технологии: технология гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обуч ...

Формы обучения
Высшее образование можно получить вочной, заочной, очно-заочной, вечерней, свободной формах обучения или в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т.д. происходит диверсификация студентов на «регулярных» ...

Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru