Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней, далеко не всегда зависящей от человека, могучей силе.
Воспитательная практика в отечественной школе долгое время развивалась в рамках социоцентрической модели воспитания. В Конституции СССР было записано, что в советском обществе законом жизни является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. Общая государственная установка выразилась в тезисе: личность воспитывается в коллективе, для коллектива и через коллектив.
Мировоззренческая философия определялась первичностью бытия и вторичностью сознания. Приоритет материального над идеальным делал несовместимыми с советской идеологией любые идеалистические идеи, в первую очередь религиозные.
Воспитательная деятельность отвечала общим направлениям, обозначенным в программных партийных документах, и была направлена на идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание. Значительное место в воспитательной деятельности образовательных учреждений уделялось воспитанию социальной активности молодого поколения, которая находила свой выход в деятельности массовых детской и молодежной организаций социально-политической направленности — пионерской и комсомольской.
За годы советской власти была отработана мощная система воспитания и образования: доступность образования, общность идеологии, единство образовательных программ, государственный контроль за процессом и результатом воспитательной и образовательной деятельности делали систему воспитания, по определению западных наблюдателей, «пугающе эффективной».
Закрытость советского общества, приверженность коммунистическим догматам и ряд других сдерживающих развитие общества факторов привели на рубеже XXI в. к смене социально-экономического пути развития российского общества, что повлекло за собой ряд серьезных проблем. Говоря словами А. И. Солженицына, российское общество «прошло через психологическое сотрясение, слом нравственных ориентиров, традиционного уклада представлений». В таком обществе при всей важности образования «еще острее и отчаянней высится задача его воспитания» (Там же). Современное общество должно пройти «через душевный фильтр», что требует обращения к проблеме духовности. Воспитание должно быть направлено на улучшение «природы и породы человечества».
в Национальной доктрине (2000 г.) обозначены проблемы современного общества и вытекающие из них задачи, которые должны быть решены в образовательных учреждениях. А именно:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
В основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002 — 2004 гг. современная стратегия воспитания обозначена Министерством образования РФ как модернизация российского образования, которая предполагает соответствие содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация была названа основным стратегическим воспитательным ориентиром.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. выделила воспитание в качестве приоритетной сферы образования. В этом документе подчеркивается, что современная государственная стратегия направлена на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих ответственностью за судьбу страны, способных к созидательной, творческой деятельности на благо отечества.
Похожие статьи:
Формы и методы развития социальной компетентности у подростков
Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по раз ...
Психологические возможности изучения сказок
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно пре ...
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена. Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты ...