Дидактические игры

Страница 1

Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, ос­новы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт­ролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в боль­шей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройден­ного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, при изучении темы «Сис­тема декартовых координат на плоскости» учителю математики есте­ственно использовать популярную среди школьников игру «Морской бой». В ходе игры при правильных комментариях преподавателя дети естественным образом усваивают не только понятия декартовых коор­динат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные по­нятия. Действительно, в условиях игры легче убедиться в том, что по­ложение точки на плоскости определяется двумя, а не одной и не тремя координатами, при необходимости преподавателю легче ввести поня­тия полного или ортогонального базиса. В условиях той же практиче­ской игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участников, понятие траектории движения как функции изме­нения координат и т.д.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые иг­ры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных на­ук такого рода игры могут быть связаны практически с решением лю­бого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по опреде­лению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распростране­ние приобрело применение деловых игр для практики профессиональ­ного, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуаци­ей, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навы­ков и умений действовать в четко определенной роли, например, в ро­ли организатора производства, менеджера по продажам, управляюще­го делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократ­но разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых? игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных страте­гий, линий поведения, мотиваций.

Специфической разновидностью дидактических, деловых игр яв­ляются педагогические игры, связанные с моделированием педагоги­ческих ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов про­ведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, трени­рует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропрепо­давания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навы­ки педагогической работы, связанные с умением овладевать внимани­ем аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материа­ла, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объ­яснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и инфор­мативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в ито­ге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выра­ботки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педа­гогической интуиции в частности, достаточным условием является ов­ладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня
Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для ...

Цели работы по пунктуации в школе
Школа является хранительницей и распространительницей пунктуационных норм, формируя их у учащихся. Различают две группы целей: познавательные и практические. Познавательные цели. Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умен ...

Личностное развитие младших школьников
Направленность современного образования на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры. Не будет у школьника мотивации к занятиям физической подготовкой, к здоровому образу жизни – не будет результата в физическом развитии и физической подготовленности. Нравственные к ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru