Дидактические игры

Страница 1

Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, ос­новы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт­ролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в боль­шей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройден­ного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, при изучении темы «Сис­тема декартовых координат на плоскости» учителю математики есте­ственно использовать популярную среди школьников игру «Морской бой». В ходе игры при правильных комментариях преподавателя дети естественным образом усваивают не только понятия декартовых коор­динат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные по­нятия. Действительно, в условиях игры легче убедиться в том, что по­ложение точки на плоскости определяется двумя, а не одной и не тремя координатами, при необходимости преподавателю легче ввести поня­тия полного или ортогонального базиса. В условиях той же практиче­ской игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участников, понятие траектории движения как функции изме­нения координат и т.д.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые иг­ры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных на­ук такого рода игры могут быть связаны практически с решением лю­бого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по опреде­лению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распростране­ние приобрело применение деловых игр для практики профессиональ­ного, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуаци­ей, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навы­ков и умений действовать в четко определенной роли, например, в ро­ли организатора производства, менеджера по продажам, управляюще­го делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократ­но разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых? игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных страте­гий, линий поведения, мотиваций.

Специфической разновидностью дидактических, деловых игр яв­ляются педагогические игры, связанные с моделированием педагоги­ческих ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов про­ведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, трени­рует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропрепо­давания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навы­ки педагогической работы, связанные с умением овладевать внимани­ем аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материа­ла, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объ­яснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и инфор­мативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в ито­ге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выра­ботки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педа­гогической интуиции в частности, достаточным условием является ов­ладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Диагностика и коррекция адаптации младшего школьника
Методика Керна-Йирасека: "Ориентировочный тест школьной зрелости". Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во мног ...

Методика развития скоростных способностей у младших школьников
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по ...

Приказания, просьбы, угрозы
С самого начала ребенок общается с себе подобными не для того, чтобы сообща думать и обмениваться размышлениями, а для того, чтобы играть. Вследствие этого доля интеллектуального обмена доводится до пределов крайней необходимости. Остальная часть речи будет служить действию и состоять из приказаний ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru