Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа при формировании эмпатии у студентов

Страница 1

В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру.

Для выявления когнитивного компонента нами была использована «Тестовая карта коммуникативной деятельности». Для характеристики эмоциональной эмпатии как свойства личности нами использовался опросник уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова. Для оценки поведенческого компонента была составлена карта наблюдения за деятельностью студентов во время разных видов педагогической практики.

В исследовании приняли участие 36 студентов КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», приступивших к обучению в колледже в сентябре 2008 года: 18 человек группы со специализацией (обозначим для краткости группой А) и 18 человек группы с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего обучения (группа В).

Обучение в группе А проходило по обычному учебному плану для специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». Обучение в группе В – в условиях, которые должны, по нашему мнению, способствовать формированию эмпатии.

Цель эксперимента – выявление уровня развития эмпатии студентов каждой группы.

Задачи эксперимента:

1. Составление программы обследования по проблеме исследования.

2. Проведение экспериментального обследования.

3. Анализ полученных результатов.

Методика проведения эксперимента по каждому компоненту эмпатии различна.

1. Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Цель: выявить индивидуальные особенности стиля общения с аудиторией.

Мы предполагаем, что стиль общения отражает знания о приёмах гибкого реагирования на аудиторию и умение использовать эти приёмы, то есть свидетельствует о понимании эмоций других людей, умении их распознавать и адекватно реагировать. Карта приводится в Приложении 1. в соответствии с картой в общую таблицу для каждой группы вносилась оценка экспериментатора [Приложение 2, Приложение 3]. Дополнительно студентам предлагалось провести самооценку по результатам работы с аудиторией. Работой с аудиторией на первом курсе считалось проведение внеклассного мероприятия с детьми, на втором – проведение урока во время практики пробных уроков, на третьем – проведение контрольного урока во время преддипломной практики.

Чем выше суммарная оценка, тем выше уровень коммуникативной деятельности студента: очень высокий (45 – 49 баллов), высокий (35 – 44 балла), средний (20 -34 балла), ниже среднего (11 – 19 баллов), низкий (менее 11 баллов).

2. Методика оценки способности педагога к эмпатии (по И.М.Юсупову).

Цель: выявление у студентов эмоционального компонента эмпатии.

Каждому студенту предлагается ответить на 36 утверждений, используя формулировки, которые кодируются цифрами: «не знаю» — 0; «нет, никогда» — 1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; «да, всегда» — 5. Прежде чем перейти к подсчёту результатов, автором методики предлагается проверить степень откровенности, с которой отвечал испытуемый, по шкале лжи. При наличии четырех неискренних ответов полученные данные считаются сомнительными, при пяти — данные не обрабатываются, так как расцениваются недостоверными. В случае, если испытуемые набрал менее трёх баллов по шкале лжи, его результат соотносится со шкалой развитости эмпатийных тенденций. Результат 82 – 90 баллов оценивается как очень высокий уровень эмпатийности; 63 – 81 балл — высокая эмпатийность; 37 – 62 балла — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей; 12 – 36 баллов — низкий уровень эмпатийности; 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

Результаты по каждой группе заносились в таблицу.

3. Наблюдение за деятельностью студентов во время разных видов педагогической практики.

Цель: выявление поведенческого компонента эмпатии.

Наблюдение проводилось во время практики трёх видов: психолого – педагогическая, практика пробных уроков, преддипломная практика. Оценивалась степень включённости студента в школьную жизнь класса: его инициативность, отзывчивость при общении с учащимися, готовность принять на себя ответственность при решении проблемной ситуации, касающейся отдельного учащегося или группы детей. Оценка проводилась по шкале от 0 до 3 баллов: 0 – отсутствие наблюдаемого качества, 1 – качество наблюдается иногда, 2 – качество наблюдается часто. Карты наблюдения по каждой группе представлены в Приложении 7, Приложении 8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Отношение граждан США к образованию
Американцы придают высшему образованию большое значение. Такое отношение восходит к самым старым политическим традициям страны. В Соединенных Штатах всегда полагали, что образование необходимо для сохранения демократического правительства. Считается, что образование готовит человека к полноценному ...

Проблемы межпредметных связей в школьном обучении
Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов ...

Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана). Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию. Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность с ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru