Характеристика типичных профконсультационных ситуаций

Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана).

Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию.

Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность стоящей перед ним проблемы, осознает потребность в консультации, настраивается на совместную работу.

Можно выделить следующие мотивы обращения оптантов:

Мотив неопределенности. Оптант не имеет никакого собственного профплана, но осознает необходимость своевременного решения проблемы. Проявляется потребность выхода из неопределенной ситуации. Этот вариант получил название «нулевой».

Мотив альтернативного выбора. Оптант имеет несколько вариантов профплана и не знает, какой выбрать. Существует потребность в подтверждении одного из вариантов – это альтернативный вариант.

Оптант обращается на консультацию, имея сформированный профплан. Появляется потребность в подтверждении профплана – это подтверждающий вариант.

Конфликтная ситуация. Оптант имеет профплан, для осуществления которого имеются препятствия (внешние или внутренние). Возникла конфликтная ситуация, из которой оптант не может выйти самостоятельно, но осознает потребность выхода из нее.

Мотив познания. Оптант обращается за консультацией с целью реализации потребности в самопознании. Этот мотив характерен для старшеклассников, успешно обучающихся и стремящихся к самопознанию.

При проведении индивидуальной консультации специалист должен знать: с одной стороны, данные об интересах, способностях личности, с другой – сведения о мире профессий, требованиях профессий к человеку, о учебных заведениях.

Сведения об оптанте получают в ходе первичной консультации. Происходит выявление блоков триады:

«хочу» – интересы и склонности;

«могу» – возможности личности;

«надо» – потребность общества в кадрах.

Первичная консультация оказывается достаточной, если выявлены все компоненты триады и они согласованы между собой.

Таким образом, первичная консультация является вариантом индивидуальной, представленной в свернутом виде и выполняет функцию фильтра для отделения трудных случаев от более простых.

Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефекта отсутствия информации. Каждый конкретный случай консультант относит к определенному типу ситуаций и строит программу работы соответственно данному типу.

1 тип. «Нулевой» вариант консультации.

Оптант не имеет собственного профплана. В «Анкете оптанта» поставлен прочерк в данных «профессия» и «учебное заведение», отсутствие какого-либо реального плана подтверждается в беседе.

2 тип. Альтернативный вариант консультации.

При первичной консультации оптант имеет два или несколько вариантов профплана. В «Анкете оптанта» могут быть перечислены все или некоторые варианты, но может быть поставлен прочерк.

3 тип. Подтверждающий вариант консультации.

Оптант хочет подтвердить правильность своего выбора. Задача профконсультанта – подтвердить или отвергнуть существующий выбор.

4 тип. «Конфликтный» вариант консультации.

При первичной консультации выявляются конфликтные ситуации. Конфликты могут быть разными: родители не согласны с выбором молодого человека, оптант не верит в свои силы, у него завышенный уровень притязаний, имеются трудности в общении, желание получить объективную оценку своих возможностей.

5 тип. Консультация как реализация мотива познания.

Оптантом руководит желание разобраться в своем характере, преодолеть трудности в общении. По мотивам обращения такие случаи могут быть отнесены к «подтверждающему» варианту. Но обычно в ходе беседы выявляется интерес к познанию личности, своих способностей без отнесения результатов исследования с профессиональной деятельностью.

Похожие статьи:

Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
После изучения теоретического опыта по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, была проведена исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности развития связной речи у детей с ОНР и определить основные направления коррекционной рабо ...

Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. Во-первых, речь - наиболее совершенно-ёмкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит её межиндивидуальная функция. Во - вторых, речь служит орудием осуществления мно ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru