Проблемы межпредметных связей в школьном обучении

Страница 1

Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов вне их естественной взаимосвязи. Чтобы ликвидировать разрыв между отдельными учебными дисциплинами, нужно определить такое обучение, при котором предметы дополняли бы друг друга, опирались бы один на другой с целью успешного изучения и проведения анализа изучаемых событий, явлений и законов на основе современных достижений наук. В конечном итоге, такое обучение поможет выработать у учащихся умения и навыки рассматривать изучаемые явления во взаимозависимости и взаимосвязи.

В работе учителя по оптимизации идеи межпредметных связей в процессе обучения следует придерживаться следующего положения:

а) построение взаимосвязей между предметами;

б) согласованную систему использования на уроках знаний, умений и навыков, известных учащимся из курса дисциплин, в данном случае – математики и биологии;

в) специальные приёмы реализации идеи межпредметных связей на уроках.

В целом, реализация идей межпредметных связей в практике преподавания будет успешной лишь при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива и учащихся.

Вышеизложенное и составило основу реализации идеи межпредметных связей математики и биологии в целом. Необходимо было установить следующую взаимосвязь:

а) использование математических методов в биологии;

б) изучение основных математических понятий, что значительно облегчает и упрощает изучение курса школьной математики.

При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простого накопления знаний ещё недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук. Поэтому, основными проблемами реализации межпредметных связей являются:

Отрыв содержания математического образования от практики.

Отсутствие индивидуальных компьютеров, средств программного обеспечения.

В условиях преподавания биологии по учебникам нового поколения наряду с такими достоинствами как качественная полиграфия, преемственность внутрикурсового содержания, присутствуют следующие недостатки:

Перегруженность объёма содержания параграфов.

Отсутствие или нечёткость формулировок признаков отдельных биологических понятий.

Сложный для восприятия и воспроизведения учащимися язык изложения учебного материала.

Забота о построении содержания единого курса биологии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества – человека. Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Роль методической службы в работе с семьей
В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи преподавателям и управленцам во внедрении новшеств. Деятельность методической сл ...

Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...

Соединение части вида и части разреза
Рис.13.Соединение части вида части разреза Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т. е. выполнить д ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru