Конспект урока по обучению грамоте представлен в Приложении 2.
Наблюдения за детьми в учебной деятельности подтвердили выводы психолого-медико-педагогического анализа:
Учащимся свойственна импульсивность действий.
Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении письменных заданий.
Отсутствие целенаправленности в работе.
Низкая продуктивность деятельности.
Нарушение или утрата программы деятельности.
Ярко выраженные трудности в ее «оречевлении», которые иногда принимают форму явного несоответствия речи и действия.
Эмоциональный срыв и отказ выполнять задание в ситуации когда от ребенка требуют объяснить процесс его выполнения.
Большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания.
Следующим этапом нашего исследования было изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития. При оценке нарушений письма предшествовало обследование по определению характера специфических ошибок, связанных с недостаточным развитием устной речи ребенка (таблица 2).
Таблица 2 - Характерные ошибки устной речи учащихся с ЗПР
Перечень нарушений |
Кол-во |
% |
Недостаточность произношения свистящих |
3 |
20 |
Недостаточность произношения шипящих |
4 |
27 |
Недостаточность произношения [Р] |
2 |
13 |
Недостаточность фонематических процессов |
7 |
47 |
Неверное составление предложений по опорным словам |
5 |
33 |
Неадекватное использование предлогов |
6 |
40 |
Неверное образование множественного числа существительных |
4 |
27 |
Ошибки словообразования |
8 |
53 |
Ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях |
10 |
67 |
Анализ результатов характерных ошибок в устной речи показал, что всем детям с ЗПР в классе, в большей или меньшей степени, свойственны различные ошибки в устной речи. Так, например, различные нарушения в произношении свистящих были выявлены у Ивана Б., Вовы К., Жени С., недостаточность произношения шипящих у Вовы К., Полины М., Жени С.; недостаточность фонематических процессов, проявившихся в неумении определить в слове первый или последний согласный звук, их последовательность и количество в слове, образовывать слова, заменяя в словах указанные звуки, повторять ряд слогов у Ивана Б., Вовы К., Жени С., Полины М., Алеши П., Вити К., Димы И
Похожие статьи:
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста
Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу первого принципа процесса формирования сенсорных предст ...
Развитие советской педагогической науки в
первой половине 20 в
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педаго ...
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...