Исследование нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № _ г. Зеленогорска Красноярского края.

Для изучения были выбраны дети 2 класса школы, посещающих коррекционный класс для детей с ЗПР.

Цель исследования: изучить состояние письма, выявить специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР и определить пути их коррекции.

Задачи исследования:

1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. Провести анализ нарушений письма у младших школьников с ЗПР;

3. Предложить направления коррекционной работы по устранению нарушений письма у учащихся младших классов с ЗПР, основываясь на характере выявленных специфических ошибок;

4. Выявить эффективность коррекционной работы по устранению нарушений письма у младших школьников с ЗПР.

Методы исследования:

- изучение и анализ общей и специальной литературы;

- психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя: констатирующий; формирующий; контрольный;

- количественный и качественный анализ полученных результатов.

В ходе исследования использовалась беседа с детьми, как составная часть эксперимента. В процессе беседы выявлялся уровень речевой активности детей, их словарный запас, сформированность грамматического строя речи, состояние звукопроизношения и фонематической стороны речи.

Основное место в системе используемых методов исследования письма занимал анализ письменных работ учащихся и выявление специфических ошибок. В соответствие с поставленными целью и задачами экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа: 1-й – констатирующий; 2-й – формирующий; 3-й – контрольный.

Перед началом эксперимента была проведена беседа со специалистами, работающими с обследуемыми детьми: выяснение диагнозов, личностных особенностей детей, их медицинских и речевых карт.

В классе обучаются 15 человек, 1 девочка и 14 мальчиков, у всех детей задержка психического развития различного генеза (задержка психического развития – 5 человек, задержка психического развития церебрально-органического происхождения – 7 человек, задержка психического развития психогенного генеза – 1 человек, конституционального генеза – 2 человека).

Анализ психолого-медико-педагогической документации показал, что у всех детей ЗПР возникла вследствие экзогенных причин в различные периоды антогенеза, которые привели к минимальным органическим повреждениям или функциональной недостаточности центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, особенности имеет и речь учащихся.

На констатирующем этапе мы проводим:

- выявления сформированности основных компонентов учебной деятельности у младших школьников с ЗПР;

- изучение устной речи у младших школьников с ЗПР;

- изучение специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР.

С целью выявления сформированности основных компонентов учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения и выполнение в соответствии с поставленной целью), проведено наблюдение за детьми на уроке обучения грамоте по теме: «Буквы А, О, У, И, Ы. Звуки [А], [O], [У], [И], [Ы]». Учитель ставил задачи: закрепить понятие о гласных звуках; формировать основные компоненты учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения и выполнение в соответствии с поставленной целью); развивать психофизические функции; при помощи игр вызывать положительное отношение к учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Возрастные проявления одаренности
Каждый период детства по-своему эмоционален и чувствителен, и каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к подъему определенных сторон интеллекта. Такого рода предпосылки развития, обусловленные эмоциональными периодами, можно рассма ...

Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, зв ...

Линия информации и информационных процессов как одна из основных содержательных линий базового курса информатики
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов: вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы; вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информа ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru