Исследование нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Страница 6

Рисунок 3 – Распределение детей с ЗПР по уровням, по итогам выполнения методики «Графический диктант»

По результатам выполнения методики «Графический диктант» (таблица 5 и рисунок 3) учащиеся с ЗПР были распределены по следующим уровням:

- у 60% детей выявленные ошибки носят не столь частотный, стойкий характер: они относятся к одной или двум группам их всего многообразия ошибок

- у 40% детей ошибки можно отнести к различным подгруппам, т.к. они носят стойкий, частотный характер.

Таким образом, проанализировав выполнение методик по выявлению специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР, можно сделать вывод, что у них преобладают следующие ошибки:

1) Самая многочисленная группа ошибок связанных с нарушением фонематического восприятия. Эти стойкие, повторяющиеся ошибки, на наш взгляд были вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство и отразились на письме, прежде всего способностью дифференцирования звонкости-глухости, твердости-мягкости звуков. Так, Дима И., смешивая по глухости-звонкости написал крухи (круги), прирота (природа) и т.д Илья С., смешивая по твердости-мягкости написал насьмешка (насмешка), заснут (заснуть), банть (бант), шарфь (шарф) и т.д

Реже в работах детей встречались смешение свистящих-шипящих, сонорных. Так, Иван Б. написал Сереза (Сережа), нашмешка (насмешка), сарф (шарф) и т.д., Алеша П. крёна (клёна), гарки (галки), зелна (зерна) и т.д

Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих к написанию слов отразилась в ошибках следующей группы:

1. Пропусками букв и слогов. Например, Вова С. написал аст (аист), пирода (природа) рыльцо (крыльцо) и т.д., а Полина М. из-за пропуска нескольких букв вообще исказила структуру слова (например, сташка (старушка), мешка (насмешка) и т.д.).

2. Слитное или раздельное написание слов. Например, Максим Т. написал: у брал (убрал), за снуть (заснуть), на смешка (насмешка) и т.д. Миша Ф., наоборот, писал слитно удома (у дома), наветке (на ветке), далим (дал им) и т.д.

Думается, что эти трудности вызваны несовпадением норм орфоэпии и орфографии, которые трудно уловить младшим школьникам с задержкой психического развития в начальный период обучения грамоте. В устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а на письме отделяются друг от друга. Если ребенок не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, то возникают ошибки в виде слитного написания смежных слов или раздельного написания частей слова.

2) Другая многочисленная группа ошибок – это отсутствие обозначения границ предложения. Так, например Илья С. при выполнении слухового диктанта написал следующее: «У ома рось клён а ветки клёна зели птицы это галки Сережа даль им крошки хлеба и зерна». Такое написание объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: графическими, логическими, фонематическими.

Выявленные специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР оформим в таблицу 6.

Таблица 6 - Характерные ошибки у учащихся 2 класса с ЗПР

Перечень нарушений

Кол-во детей

%

Смешение по глухости-звонкости

8

53

Смешение по твердости-мягкости

7

47

Пропуски букв и слогов

11

73

Слитное или раздельное написание слов

7

47

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...

Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства
-определение точной формулировки цели заданий по теоретической подготовки участников конкурса в соответствии с содержанием учебно - программной документации; - четкое определение содержания и количества учебных производственных работ, которые должны быть выполнены участниками конкурса ; - учет особ ...

Педагогическая рефлексия и её виды
Профессионально-педагогическая деятельность, которая осуществляется в условиях неопределенности и многозначности возможных решений ее задач, является своеобразной мета-деятельностью, как бы надстраивающейся над деятельностью учащихся, организующей основные виды их деятельности и влияющей на характе ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru