Нарушения письма у младших школьников с задержкой психологического развития

Педагогика и воспитание » Нарушения письма у младших школьников с задержкой психологического развития

Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам. Поэтому основной задачей начального периода школьного обучения детей родному языку является овладение грамотой. Известно, что для успешного овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития речи находят отчетливое выражение в письме, что приобретает иногда характер хронических ошибок, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма – дисграфии.

В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова». Р.И. Лалаева дает следующее определение дисграфии у детей: «это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».

Современные знания о дисграфии в нашей стране связаны с идеями А Р. Лурия, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной. На практике логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Публикации Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева, А.Л. Сиротюк дополняют представления логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления.

Постановка проблемы формирования навыков грамотной письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных как в общей, так и в специальной педагогике. Особый интерес представляют учащиеся, у которых нарушения формирования основных принципов письма, сопряжены с задержкой психического развития (ЗПР).

В современной литературе под ЗПР понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, что затрудняет формирование навыка письма данной категории детей.

Проблема задержки психического развития является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Число таких детей в популяции учащихся начальных классов за последнее время существенно увеличилось: по данным ВОЗ количество детей с ЗПР не только не уменьшается, а наоборот увеличивается, и колеблется в пределах от 10 % до 20 % от общего числа детей младшего школьного возраста. Исследователи также отмечают, что каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР. В связи с этим очень важно своевременно выявить расстройства письменной речи, не допуская осложнения учебно-познавательной деятельности учащихся на последующих этапах обучения. Таким образом, преодоление школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР, на современном этапе развития образования, становится острой и актуальной проблемой.

Объектом исследования является письмо младших школьников с ЗПР, предметом исследования – нарушения письма у данной категории детей.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своеобразие развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР обуславливает трудности в усвоении программы по родному языку и способствует проявлению специфических ошибок на письме. Своевременное выявление, классификация по проявлению, учет характера специфических ошибок позволит более эффективно строить коррекционную работу с данной категорией детей.

Цель исследования: выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с ЗПР.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу по проблеме дисграфии и ЗПР;

- выделить особенности письма у младших школьников с ЗПР;

- провести экспериментальное исследование письма у младших школьников с ЗПР;

- разработать содержание развивающего обучения по коррекции нарушений письма.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей. Так детьми с ЗПР на протяжении ряда лет занимаются ученые Института дефектологии Академии педагогических наук, которые исследуют педагогические и психологические особенности этих детей: Н.А. Никишина, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, М.В. Ипполитова, Г.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, П.Б. Шошин, Г.В. Егорова, Н.Н. Поддубная, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина и др.

Методы исследования включают: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; беседа; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования

База эксперимента: МБОУ школа № _ г. Зеленогорска Красноярского края.

В исследовании приняли участие дети 2 класса (коррекционного для детей с ЗПР) общеобразовательной школы.

Похожие статьи:

Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...

Методика использования практико-ориентированных задач на уроках физики
При изучении нового материала применяют текстовые, качественные, простые. Закрепляя и развивая знания используют экспериментальные, текстовые, комбинированные В формировании умений и навыков графические, экспериментальные. На уроке повторения текстовые, качественные, задачи рисунки. Применять знани ...

Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru