Проблема нарушения письма у учащихся младшего возраста с ЗПР занимает одно из ведущих мест в практике их школьного обучения. Опыт учебной и логопедической работы с этими детьми, психолого-педагогические и клинические исследования свидетельствуют о большой распространённости нарушений письма и разнообразии их проявлений у этой категории учащихся.
Для письма младших школьников с ЗПР характерны все типы специфических ошибок, имеющих место при том или ином виде дисграфии.
Исследование, проведенное Р.Д. Тригер, выявило как большую распространенность, так и многообразие ошибок письма у этой категории детей. Одним из аспектов этой проблемы является качественная и количественная характеристика дисграфических проявлений в письме младших школьников с ЗПР. Представляется интересным определить, какие виды дисграфических ошибок и как часто встречаются у этих детей, имеются ли отличия в видах и частоте ошибок у школьников с ЗПР по сравнению с другими учащимися; каковы факторы, способствующие или препятствующие успешному формированию письма. Для ответа на эти вопросы учеными-исследователями в данной области в течение длительного времени проводится анализ ошибок письма младших школьников с ЗПР, который показывает что наиболее распространенными и многочисленными ошибками являются следующие:
- пропуски гласных (например, «солншко» – солнышко; «зайк» – зайка), пропуски согласных при их стечении (например, «тение» – чтение; «тол» – стол);
- добавление букв (например, «весная» – весна; «истребеляют» – истребляют);
- перестановка букв (например, «капет» – пакет; «кулка» – кукла);
- пропуск слогов (например, «мувейник» – муравейник; «вредилей» – вредителей);
- перестановки и добавления слогов (например «хомумор» – мухомор; «строитетели» – строители).
Сравнение ошибок письма учащихся с ЗПР, с речевыми нарушениями и массовой школы показало, что виды ошибок у них одинаковы. Различия же заключаются в количественных показателях. Так, дети с ЗПР допустили в диктантах в 5,9 раза больше ошибок, чем их сверстники из массовой школы, и в 2раза больше, чем учащиеся с нарушениями речи.
Количественные соотношения ошибок, допущенных учащимися трёх сравниваемых групп, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Частота встречаемости различных видов дисграфических ошибок у сравниваемых групп испытуемых в % от общего числа ошибок
Виды ошибок |
С ЗПР |
С нарушениями речи |
С нормативным развитием |
Пропуски слова в предложении |
13,44 |
7,59 |
16,25 |
Пропуски нескольких слов |
5,3 |
2,07 |
2,5 |
Перестановки слов в предложении |
5,98 |
0,69 |
5,0 |
Замены слов другими словами |
3,4 |
1,16 |
7,25 |
Написание в предложении лишних слов |
2,86 |
2,76 |
3,75 |
Слияния слов при написании |
5,73 |
- |
2,5 |
Разрывы слов при написании |
2,2 |
0,69 |
- |
Ошибки согласования слов |
11,66 |
16,54 |
11,25 |
Перестановки букв и слогов |
8,15 |
5,52 |
- |
Пропуски гласных букв |
10,78 |
4,14 |
3,75 |
Пропуски согласных букв |
3.96 |
4,83 |
11,25 |
Замены гласных букв |
6,93 |
20,0 |
11,25 |
Замены согласных букв |
14,1 |
27,59 |
16,0 |
Написание лишних букв |
2,11 |
3,45 |
1,25 |
Неправильное написание букв |
2,2 |
1,38 |
5,0 |
Похожие статьи:
Педагогические и режиссерские методы Е.Б. Вахтангова
Актерские школы и студии, в которых работал Вахтангов, трудно сосчитать. Помимо Первой и Мансуровской студий Вахтангов преподавал и во Второй студии МХТ, читал лекции по системе Станиславского в «Культур-лиге», в Пролеткульте, в студиях Б. В. Чайковского и А.О. Гунст. В Шаляпинской студии он провод ...
Основные направления методической системы обучения ООП в условиях
информатизации образования
Основные элементы объектно-ориентированного программирования Характерные идеи и методы программирования, и соответствующий образ мышления образуют так называемую парадигму программирования. Между парадигмами и языками программирования высокого уровня существует прямая связь. Для ответа на вопрос, к ...
История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у
детей
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...